Банки иностранных автопроизводителей теперь кредитуют на рыночных условиях
Банки зарубежных производителей машин больше не смогут соперничать с универсальными банками по кредитным ставкам. Их предложения для клиентов новых автомобилей сейчас похожи на условия простого автокредита.
Рост ставок
Банки зарубежных производителей машин повысили в начале года ставки по кредитам до отметки русских банков. Так, к примеру, MC Bank Rus, банк Mitsubishi, предлагает занять у него 1 миллионов рублей. под 19,9% на два года и с начальным взносом 15%.
Столько же, но со взносом 20%, у банка Toyota. Nissan на тех же условиях кредитует под 22,5%, Renault – под 23,9%, Mercedes – под 24,5%.
Со своей стороны, наибольший по количеству рынка автокредитования, по оценке Frank Research Group (Frank RG), ВТБ24 выдаст 1 миллионов рублей. на приобретение автомобиля под 16,5%. Русфинанс дочерняя структура и Банк Сберегательного банка Cetelem, занимающие вторую и третью строке рейтинга, – под 26 и 24,5%, соответственно.
«Раньше у кэптивных банков в целом условия по автокредитам были лучше, чем у универсальных банков. Так как их задачей есть помощь материнской компании.
Исключения составляли особые программы универсальных банков с производителями машин», – говорит генеральный директор исследовательской компании Frank RG Юрий Грибанов. «Карманные» банки по большей части держали ставки до конца прошлого года, но в январе кредиты быстро подорожали, уточняет сотрудник большого дилерского центра. По словам Грибанова, десять или одинадцать месяцев назад ставки, к примеру, в BMW Financial варьировались от 5,75 до 16,5%, а – для сравнения – в Setelem – до 20%.
на данный момент BMW занимает под 20–22%.
Но, последовательность производителей машин ставки держат до сих пор. К примеру, у Audi кредит на два года со взносом в 15% стоит 17%. Одновременно с этим входящие в тот же концерн Volkswagen и Skoda ссужают под 23%.
Представитель Audi говорит, что субсидирование ставки продолжится до конца февраля, ответ о ее продлении пока не принято.
Двойное фондирование
Кэптивные банки раньше имели преимущество перед универсальными за счет возможности двойного фондирования: локального и недорогого зарубежного, – растолковывает глава департамента автокредитования Cetelem Владимир Мартюков. «По окончании введения санкций доступ к зарубежному капиталу был закрыт. Банки производителей машин поднялись в неспециализированную очередь на русском межбанке, а тут деньги очень сильно подорожали.
Зарубежные производители машин имели возможность намеренно повысить ставки, дабы ослабить спрос на автокредиты, снизив количество финансирования карманных банков», – говорит он.
«Домашние» банки были вынуждены повысить ставки, по причине того, что подорожали деньги, подтвердил РБК представитель BMW. Виной всему высокая ставка и слабый рубль ЦБ.
Производители машин готовы субсидировать ставки при условии высоких продаж, но на падающем рынке, в большинстве случаев, компании оптимизируют затраты, говорят сотрудники представительств двух автомобильных брендов. В 2014 году, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи машин в Российской Федерации сократились на 10,3%, до 2,5 млн штук.
АЕБ ожидает, что в 2015 году рынок может утратить еще четверть, по базисному прогнозу PricewaterhouseCoopers – 35%.
Ставки растут еще и вследствие того что кэптивные банки конвертируют рублевую прибыль в валюту, дабы консолидировать собственные денежные результаты с головной компанией, отмечает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь».
Просьба о льготах
Автокредитование – двигатель авторынка, считает президент Ассоциации русских дилеров автомобилей (РОАД) Владимир Моженков. На фоне резкого роста ставок часть кредитных продаж в январе упала до 8 с 35% годом ранее, жаловалась РОАД премьеру Медведеву в последних числах Января.
на данный момент в среднем по рынку – не больше 15%, уточняет исполнительный директор «Рольфа» Виталий Павловский. «Возможности производителей конечны, – продолжает он. – Исходя из этого субсидируются, в большинстве случаев, маленькие кредиты с высокой суммой начального взноса. Такие кредиты смогут незначительно поддержать спрос, но переломить негативные тенденции не могут».
Дилеры с прошлого года просят правительство возобновить государственную программу льготного автокредитования. Правительство до сих пор ограничивалось помощью рынка через субсидирование программы утилизации.
Сейчас комплекс мер возможно расширен за счет льготного автолизинга, заявил день назад журналистам министр промышлености и торговли Денис Мантуров по результатам заседания у первого помошника премьер-министра РФ Игоря Шувалова. Государственный служащий кроме этого не исключил, что программа утилизации, действующая до конца первых трех месяцев, будет продлена на целый 2015 год.
Автолизинг для физических лиц – новый для России механизм помощи спроса на машины, говорит Павловский. Формально это долговременная аренда автомобиля с правом его последующего выкупа. «Но ежемесячный платеж наряду с этим будет в два раза меньше, чем по автокредиту, и у клиента появляется возможность забрать более дорогой автомобиль», – пояснил он.
«РБК»