Гаишников хотят заставить проверять кредитную чистоту автомобиля

Гаишников хотят заставить проверять кредитную чистоту автомобиля

Сотрудников ГИБДД при снятии автомобиля с учета желают обязать контролировать, находится ли машина в залоге у банка — соответствующие поправки в административный регламент МВД по регистрации транспортных средств требует внести Ассоциация региональных банков России (АРБР). Письмо ассоциации послано несколько дней назад главе МВД Владимиру Колокольцеву (копия обращения имеется у «Известий»).

Гаишникам предлагается обязательно искать автомобиль, что просят снять с учета, в едином залоговом реестре нотариата. В случае если в реестре имеется запись о залоговом обременении, а письменного согласия банка на продажу автомобиля на руках у заявителя нет, то ему отказывают в регистрационном действии.

Президент АРБР, глава комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству Анатолий и инновационному развитию Аксаков поясняет, что в ассоциацию жалуются банки на мошенничество: к примеру, преступники снимают кредитную машину с учета, не обращая внимания на то что оригинал паспорта транспортного средства находится в банке (в ГИБДД они приобретают дубликат, ссылаясь на утерю), потом реализовывают заложенные авто и прячутся. По оценкам Аксакова, клиенты банков неправомерно реализовывают чуть ли не каждый десятый взятый в кредит автомобиль.

Депутат сказал, что по результатам предварительного дискусии по этому вопросу с МВД он рассчитывает на реализацию инициативы. Официальный комментарий МВД не опровергает хорошего настроя ведомства.

— Предложение будет всесторонне изучено экспертами соответствующих подразделений Главного управления, — сказали «Известиям» в Главном управлении по безопасности дорожного перемещения МВД России.

Пресс-секретарь Министерства экономики РФ Елена Лашкина сказала, что ее ведомство поддерживает предложение об обязании сотрудников ГИБДД контролировать залоговый статус авто, но рекомендуется оценить последствия аналогичных новшеств, «так как смогут пострадать добропорядочные граждане».

Полноценного единого реестра залоговых авто до сих пор нет, и Аксаков предлагает, дабы источником информации для гаишников стал залоговый реестр reestr-zalogov.ru. Он создавался Федеральной нотариальной палатой (ФНП) по поручению президента Владимира Владимировича Путина, имеет официальный статус на основании закона от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ (получил юридическую силу 1 июля 2014 года).

Ресурс за каждое уведомление банка о залоге взимает с него по 600 рублей, итого 1,2 тыс. рублей за любой автомобиль (за прекращение и возникновение залога), на что жаловались банки, включая ВТБ24. В ФНП «Известиям» объявили, что это «очень условная величина при таких количествах работы: многие уведомления содержат в себе несколько, не две, а более десятка страниц данных, каковые нотариус в любом случае обязан проверить».

Автоюрист Ольга Парчевская признает проблему мошеннических продаж залоговых машин, но выделяет, что механизм, предложенный АРБР, очень несовершенен — хотя бы вследствие того что с октября 2013 года возможно реализовывать машины без снятия их с учета, другими словами сохранив номера (не требуется платить лишние 2 тыс. рублей). Без отдельного снятия авто с учета происходит на данный момент большая часть сделок.

В случае если продавец не имеет возможности вместе с клиентом отправиться в отделение ГИБДД, клиенту по окончании заключения соглашения в несложной письменной форме, внесения трансформаций в ПТС и оплаты необходимо в течение 10 дней перерегистрировать машину на себя (в противном случае штраф), но юристы рекомендуют сделать это в течении 24 часов, «дабы не стать первым подозреваемым, в случае если у автомобиля перебиты номера», говорит Парчевская (она рекомендует клиентам кроме этого составлять акт приема-передачи автомобиля). В ГИБДД контролируют машину на угон и ее состояние , выдают новое свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) и ставят печать на запись в ПТС, занося трансформации в базы.

Посредничество нотариусов собеседница вычисляет явным излишеством, о его применении на практике она не слышала: дело в том, что сама ГИБДД и без того собирает информацию о залоговом статусе машин, но не сводит их в единую базу.

— Так как при первичной постановке автомобили на учет автовладельцу необходимы правоустанавливающие документы, а у берущего взаймы банковского клиента это договор залога и кредитный договор, и сведения о них попадают в полицейскую базу. Исходя из этого возможно безвозмездно в отделении ГИБДД по месту постановки на учет предварительно проверить «чистоту» автомобиля — электронные базы в одном регионе в большинстве случаев единые, но в совершенстве отправляться как раз в том направлении, где был поставлен на учет данный автомобиль, — говорит Парчевская. — В случае если же автомобиль в итоге был заложенным, то право собственности находится у банка, в этот самый момент возможно разве что расторгнуть через суд контракт и затевать искать продавца, с тем дабы снова же по суду вернуть убытки.

на данный момент на сайте ГИБДД имеется сервис проверки машин. Тут возможно определить, находится ли автомобиль в розыске либо обременен, к примеру, судебными запретами — но «информация о транспортных средствах, находящихся в залоге, при помощи данного сервиса на данный момент не предоставляется».

Парчевская уверена, что МВД не требуется придумывать сложных схем, а необходимо осуществить уже действующий сервис полноценным. Глава управления операционной эффективности Бинбанка Наиль Фахрутдинов такого же мнения придерживается, что ведение единого открытого реестра заложенных машин разумно полностью поручить ГИБДД.

Банки получали создания реестра заложенного имущества пара лет, они предлагали создать новый реестр на базе вторых, уже существующих в бюро кредитных историй. Применение реестра предполагалось сделать необходимым не только для кредиторов, но и для сотрудников ГИБДД — действительно, на данный момент АРБР ведет обращение о необязательном применении реестра банками: предполагается, что он инициативно согласится израсходовать до тысячи рублей за каждое авто для понижения рисков.

Регулирование реестра предлагали поручить Нацбанку, Бюро кредитных историй либо самой ГИБДД.

В пресс-службе ФНП заявляют, что реестр заложенных авто трудится действенно, его сервисы развиваются наровне с существующими реестрами нотариальных действий и реестром наследственных дел, а удачи ФНП отмечены участниками постоянной коммисии по совершенствования реестра, в которую входят представители Министерства Юстиции, Банка России, последовательности наибольших банков.

— В случае если клиент не знал о наличии залога, другими словами не имел возможности определить о том, что получаемое им движимое имущество находится в залоге, из реестра уведомлений о залогах, то это есть основанием для прекращения залога, — обрисовывают в ФНП преимущества собственного сервиса. — Иными словами, в случае если добросовестный клиент имеет выписку из реестра, которая гласит об отсутствии автомобиля в реестре, то он освобождается от каких-либо обязательств по отношению к банку. Это норма Гражданского кодекса.

Это указывает, что банкам выгодно в существующих условиях вовремя вносить уведомления в реестр, в противном случае при перепродажи купленного ранее в долг автомобиля они не смогут обратить взыскание на него, в то время, когда он обнаружится у добросовестного приобретателя. В случае если же банк вовремя внес уведомление в реестр, а клиент не проверил автомобиль, то он (клиент) несет все риски по собственному приобретению.

Эта норма, не являясь чрезмерным обременением оборота транспортных средств, является надёжным механизмом защиты заинтересованностей всех сторон.

Глава аналитического управления банка аккумуляторная Максим Осадчий говорит, что, в то время, когда какой-либо из предлагаемых вариантов единого реестра залоговых авто получит, затормозится рост нехороших долгов по автокредитам.

— К примеру, у Сберегательного банка портфель автокредитов сократился за три первых месяца 2015 года на 8,2%, до 156,5 млрд рублей, а просрочка по ним выросла на 16,4%, до 14 млрд рублей, — говорит аналитик. — Часть просрочки выросла за три первых месяца с 8,2 до 10,4%.

"Известия"

АРЕСТ АВТО ЗА НЕУПЛАТУ КРЕДИТА


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: