Каждая авария впишется в историю («коммерсант»)

Каждая авария впишется в историю («коммерсант»)

В распоряжении “Ъ” были правительственные поправки к главному закону страховщиков – «Об организации страхового дела». Они предполагают создание на страховом рынке аналога бюро кредитных историй (БКИ) – единой базы автовладельцев, держателем которой будет Российский альянс автостраховщиков (РСА).

Эти базы буду употребляться для противодействия мошенникам и определения цены полисов. В свое время появление БКИ на банковском рынке снизило утраты от мошенников на 90%.

Но, в БКИ говорят, что монополия держателя страховой базы и его зависимость от отраслевого лобби не разрешат повторить успех в борьбе с мошенниками.

Как направляться из поправок Министерства финансов, «в страховании создается единая автоматизированная система обработки данных» с данными о контрактах страхования по моторным видам – каско и страхованию ответственности автовладельца. Она будет употребляться при определении коэффициентов к тарифам – другими словами для определения цены полиса – и станет инструментом в борьбе с мошенниками.

Порядок создания, эксплуатации и наполнения данной базы установит ЦБ, страховые компании будут сгружать в нее данные обязательно. Предоставление справок из нее будет платным – исключение сделают для судов, МВД и ЦБ.

Передача страховщиками информации в базу не будет нарушением тайны страхования, говорится в поправках, и согласия субъекта персональных данных на их обработку не потребуется. Как пояснил президент РСА Игорь Юргенс, «возможность базы значительно шире моторных видов – со временем в том направлении войдут и эти по ОСАГО, медицинскому страхованию и страхованию жизни».

Он утвержает, что страховое сообщество предлагало Министерству финансов сделать это сходу, но министерство решило двигаться поступательно.

Отметим, это не первая попытка создать аналог существующих бюро кредитных историй на страховом рынке. В 2015 году кроме этого под руководством РСА было создано Бюро страховых историй (БСИ).

на данный момент в нем участвуют 143 страховые организации, база содержит эти 9,9 млн соглашений и данные по 1,2 млн страховых случаев. В БСИ копятся эти по каско и необязательному страхованию ответственности автовладельцев (ДСАГО).

Кроме этого РСА есть держателем еще одной базы – по ОСАГО. «В БСИ, в отличие от АИС ОСАГО, нет конкретных коэффициентов по каждому страхователю либо соглашению страхования – в нее входят сведения о страховой истории, на основании которых страховщик сам определяет тариф по тому либо иному контракту необязательного страхования»,– говорит Игорь Юргенс.

Но существование БСИ не решило для страховщиков проблему мошенничества, 90% которого приходится на каско и ОСАГО. Напомним, как раз активностью автоюристов в ОСАГО (на рынке ее ассоциируют с мошенничеством) бывший фаворит этого рынка компания «Росгосстрах» растолковывала собственную убыточность (на данный момент ЦБ санирует банк «Открытие», в группу которого входит компания).

Согласно данным РСА, убытки от деятельности криминальных автоюристов достигают 20 млрд руб. в год. Игорь Юргенс говорит, что лишь в текущем году альянс израсходует 200 миллионов рублей. на совершенствование БСИ, в целом, по оценкам экспертов, требуется до 1 млрд руб. на создание действенной базы, говорит он.

Еще одна сложность с новой базой РСА пребывает в том, что на банковском рынке в отличие от страхового нет необходимых продуктов. И как будут решаться вопросы заградительных тарифов, установленных посредством единой базы для неугодных страховщику клиентов при покупке, к примеру, ОСАГО, пока остается под вопросом.

Но, заместитель главы «Ингосстраха» Илья Соломатин уверен в том, что регулятор этого не допустит. «А мысль законодательно установленной базы хорошая,– говорит он.– Решится вопрос идентификации клиента, и действеннее будет исполняться “антиотмывочный” закон».

Опрошенные “Ъ” участники рынка БКИ сомневаются, что страховые компании достигнут успеха. Так, по словам генерального директора БКИ «Эквифакс» Олега Лагуткина, каждые межбанковские базы создаются на конкурентном рынке и исходя из этого действенно решают задачи борьбы с мошенниками и неплательщиками, не смотря на то, что эта схема оборачивается фрагментированностью баз данных отдельных БКИ.

Единая же база лишена этого недочёта, но ведет к недееспособной монополии.

Конкурентные базы на банковском рынке начали работату с конца 2007 года, но эффект дали лишь в 2009-м, говорит специалист. В реестре ЦБ зарегистрированы 16 участников рынка БКИ, громаднейшие количества приходятся на три компании.

С 2009 года стандартные утраты банков от мошенников сократились на 80–90%.

«База по борьбе с мошенничеством ищет странные заявки и устанавливает некие знамёна – из 100 заявок отмечает 5–6%, в каковые попадают 80–90% всех мошенничеств»,– говорит Олег Лагуткин. Он утвержает, что опыт развития БКИ продемонстрировал преимущества борьбы. «Страховое сообщество уже сажало себе на плечи монополиста, по-моему, нет никого, кому бы понравились результаты»,– говорит он.

Так, среди недочётов БСИ еще да и то, что один запрос в базу стоит 500 руб. «При средней цене полиса ОСАГО в 6 тыс. руб. это довольно много»,– говорит один из собеседников “Ъ” на рынке. Для сравнения – запрос в БКИ стоит от 4 до 30 руб., наряду с этим физлицо раз в год может запросить данные безвозмездно.

«Коммерсант»

\


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: