Китайские машины уперлись в промсборку

Китайская компания на данный момент подписала инвестиционный проект, в рамках которого она собирается наладить в Белоруссии масштабное производство собственных легковушек на мощностях БелАЗа. Но Россия Таможенного альянса даёт предупреждение, что начать сборку автомобилей китайцы смогут лишь при подписания контракта о промсборке, утвержденного Минпромторгом РФ.
Стали известны подробности инвестиционного проекта по созданию в Белоруссии производства автомобилей китайской компанией Geely. В первый раз о нём заговорили в последних числах Декабря, в то время, когда на итоговой пресс-конференции вопрос о возможности выпуска в Белоруссии автомобилей был задан Александру Лукашенко.
Белорусский президент тогда рассуждал о бессмысленности независимой разработки легковушек индустрией, прекрасно могущей делать лишь грузовики и коммунальную технику. По окончании чего передал слово первому помошнику премьер-министра Владимиру Семашко.
Тот поведал, что правительство Белоруссии договорилось о создании в стране сборочного производства машин китайской компании Geely.
«Проводя презентацию продукции, президент китайской компании Ян Цзянь показал решимость развивать сотрудничество по запуску новых мощностей на одном из белорусских фирм», – говорилось в сообщении национального информационные агентства «БелТА».
И вот сейчас поступила информация, что сборочное производство автомобилей Geely планируется наладить в Минской области, в городе Жодино, где производятся карьерные самосвалы «БелАЗ». Соучредителями производства с белорусской стороны выступят борисовский завод БАТЭ и жодинский БелАЗ.
Действительно, распределение долей собственности в новом предприятии до тех пор пока остаётся коммерческой тайной.
На начальной стадии машинокомплекты для сборки легковушек будут поступать из Китая. Их сборка будет происходить на конвеере БелАЗа – производителя самых громадных грузовиков в мире.
Но, тут очень важно участие в проекте БАТЭ – ОАО «Борисовский завод автотракторного электрооборудования». Его задача – наладить производство части комплектующих для китайских автомобилей на белорусской территории.
«БАТЭ производит генераторы и стартёры для двигателей грузовых и автомобилей , автобусов, сельскохозяйственной спецтехники и техники. И снабжает ими все российские и белорусские автомобильные фабрики без исключения, – говорит Сергей Гурневич, эксперт отдела автопрома министерства индустрии Белоруссии. – Это завод обычного европейского уровня.
В полной мере логично, что он будет создавать электрооборудование для машин Geely. Нам же удачнее, дабы не 100% комплектующих прибывали из Китая, а часть производилась тут».
Китайский автомобильный холдинг Geely Automobile Holdings производит более 30 моделей машин, в числе которых такие марки, как Emgrand, Gleagle, Englon с двигателем 1–1,8 литра, полной автоматической и ручной коробкой передач. В 2010 году объем продаж достиг 416 тыс. машин, а также за пределы Китая – 56,2 тыс.
Размещение производства в Белоруссии для Geely продиктовано необходимостью сохранить собственное присутствие на русском рынке. В 2010-м продажи компании в Российской Федерации упали в четыре раза – с 7019 до 1731, что стало следствием программы утилизации, направленной на поддержание отечественных производителей машин.
К тому же в декабре 2010 года правительство России ужесточило условия сборки машин, и в числе подписавших соглашение о намерениях выполнить распоряжение правительства Geely не фигурирует. В Белоруссии же топ-менеджеры Geely говорили о замыслах выйти на цифру в пара десятков тысяч собираемых машин.
В это же время неприятности у белорусского проекта по производству легковушек Geely уже появились, причём со стороны России. 5 января в интервью белорусской правительственной газете «Звязда» посол России в Белоруссии Александр Суриков объявил, что Российская Федерация может поднять по этому поводу вопрос о недобросовестной конкуренции, другими словами воспрепятствовать налаживанию в Белоруссии аналогичного производства.
«Российская Федерация, которая имеет большие мощности по выпуску автомобилей , будет настаивать на значительном ограничении ввоза китайских машинокомплектов для сборки из них автомобилей в Белоруссии. Это право России, и таковой вопрос может появиться», – добавил офпред России в Белоруссии.
В русском Минпромторге «Газете.Ru» объявили, что будут пристально смотреть за развитием обстановки по организации производства Geely в Белоруссии, и напомнили, что страны Таможенного альянса должны налаживать производство в соответствии с русскими условиями промсборки. «Имеется согласованная позиция и Белоруссии, и Казахстана о том, что они должны синхронизировать собственные правила предоставления льгот с русскими, – заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь ведомства Алена Житенева. – При с автопромом это режим промышленной сборки».
Эти условия подразумевают, что автопроизводитель приобретает дополнительно восемь лет для свободного ввоза автокомпонентов, а вместо обязуется выстроить новые или модернизировать существующие производственные мощности, локализовать в Российской Федерации производство трансмиссий и двигателей, штамповку кузовных подробностей, инженерный центр и создавать в стране не меньше 300 тысяч машин, минимум на 30% из которых должны устанавливаться двигатели русского производства. При с Geely, которая реализовывает на русском рынке всего пара тысяч машин в год, это маловероятно.
В русском представительстве Geely комментировать строительство завода в Белоруссии и отвечать на какие-либо вопросы журналиста отказались. В центральном офисе компании на момент подготовки материала комментарий взять не удалось.
«Газета.Ru»