Кладбище автопрома
Производитель электрокаров из Калифорнии, компания Fisker, находится на грани банкротства. Денежные затруднения появляются у автомобильных компаний сплошь и рядом, но не всем брендам удается преодолеть их – значительно чаще не везет маркам из америки. «Газета.Ru» отыскала в памяти самые громкие «смерти» автомобильных брендов за последние пара лет.
Некогда многообещающая компания из штата Калифорния, Fisker Automotive, находится на грани банкротства – компания выгнала с работы 75% сотрудников, а ее основатель и другие главные топ-менеджеры покинули компанию. Будущее производителя электрического спорткара Karma под вопросом, а «Газета.Ru» решила тем временем отыскать в памяти самые заметные «смерти» автомобильных марок за последние годы.
Было большое количество случаев, в то время, когда большие автомобильные компании не смогли совладать с денежными затруднениями, и отдельные торговые марки либо марки прекращали собственный существование, но были и обратные обстановки. К примеру, помощь американских правительства двум участникам «громадной тройки» из Детройта в 2009 году – Дженерал моторс и Chrysler: обе компании пребывали на грани банкротства, но их значение в масштабе страны было так громадно, что власти решили оказать помощь им средствами плательщиков налогов.
Это у последних приводило к определённому недовольству.
«Летальных финалов» среди автомобильных компаний больше всего как раз в Соединенных Штатах – многие входящие в состав концернов GM и Chrysler компании кроме того не дожили до экономического кризиса в 2009 году.
В 2000-е первым «покойником» стал входивший в Chrysler бренд Plymouth. Показавшаяся в конце 1920-х бюджетная марка вступила в фазу бурного расцвета в 1950-е годы за счет низкой цене автомобилей.
В 1960-е компании удалось сохранить внимание клиентов за счет новаторского для собственной эры дизайна – широких, низких силуэтов с массивными «плавниками» позади. В конце 1960-х марке необходимы был новые модели для привлечения клиентов – ими были бюджетные автомобили категории Muscle cars, эра которых продлилась недолго – до нефтяного кризиса середины 1970-х.
Популярности марке добавила лицензия на мультипликационного персонажа – птицу Road Runner из мультипликационных фильмов про койота. Модель приобрела культовый статус, что сохранился сейчас – Road Runner Superbird возможно заметить в блокбастере «Форсаж-6».
В 1980-е и 1990-е годы компания не смогла предложить ничего, не считая моделей Chrysler под вторыми заглавиями. Последней попыткой привлечь к себе внимание для Plymouth стал «хот-род» Prowler, но машина взяла массу негативных отзывов из-за двигателя V6, не через чур характерного для аналогичных машин, и автоматической коробки передач.
В 2001 году с конвейера сошел последний Plymouth.
«Смерть» настигла и бренд Oldsmobile, входивший в состав концерна Дженерал моторс. Компании-долгожителю удалось просуществовать целых 106 лет.
Не смотря на бытующую точку зрения, первым массовым производителем машин есть как раз Oldsmobile, а не Ford – провалившаяся сквозь землю марка наладила конвейер в 1901 году, а детище Генри Форда начало выпускаться массово только в 1913 году. Помимо этого, Oldsmobile стал пионером по применению хрома в автомобилях , и популяризировал применение автоматических коробок передач со своей АКПП Hydra-Matic в первой половине 40-ых годов двадцатого века.
Компания отличилась и в эру muscle cars – модели 442 (наименование образовано от количества двигателя в кубических дюймах – в литрах он равен 7,2) и Cutlass остаются одними из самые ценных коллекционных машин для того чтобы класса. В конце девяностых годов двадцатого века Oldsmobile Aurora была практически самой технически продвинутой моделью GM.
Но в начале 2000-х управление Дженерал моторс объявило, что марка Oldsmobile не в состоянии приносить прибыль и будет ликвидирована. С конвейера Oldsmobile сошли 500 последних экземпляров модели Alero, каковые взяли особое выполнение Final 500.
Несколькими годами позднее не стало культовой марки Pontiac, кроме этого входившей в состав GM. Показавшаяся во второй половине 20-ых годов XX века марка позиционировалась как производитель динамичных машин спортивного характера для широкого круга клиентов – компания производила простые машины с замечательным для собственной стоимости двигателем. «Золотая эра» Pontiac пришлась на 1960-е и 1970-е годы – компания пребывала на пике созданного ей самой течения muscle cars.
Первым автомобилем этого архетипа стал триумфальный Pontiac GTO, вышедший в первой половине 60-ых годов двадцатого века и созданный Джоном Делореаном, что позднее создал собственную марку машин, кроме этого скоро провалившуюся сквозь землю. Однако по окончании бурного успеха имидж компании начал терять остроту а актуальность, Pontiac начал выпускать модели, или практически не отличающиеся от машин Шевроле, или открыто неудачные.
Одна из последних моделей Pontiac, кроссовер Aztec, вошла во всевозможные рейтинги самых некрасивых автомобилей. Не обращая внимания на наметившийся сейчас существования подъем, марка не смогла отыскать себе нишу на рынке 2000-х годов, и управление GM решило принести марку в жертву чтобы обеспечивать себе получение госпомощи на протяжении экономического кризиса в 2009 году.
Последние машины Pontiac сошли с конвейера в конце 2009 года.
В связи с граничащей с банкротством обстановкой еще один бренд из портфеля GM прекратил существовать в 2009 году – марка Saturn. Он просуществовал всего лишь 19 лет – это был опыт GM по созданию новаторского, но дешёвого и отличного бренда американских машин в ответ на засилье японского импорта.
Марка производила в основном компактные и среднеразмерные бюджетные модели, но прибыльной ни при каких обстоятельствах не была. Скорее напротив – Saturn «высасывал» деньги из казны GM на новые разработки, вложения в каковые не оправдывались.
Сначала при выпуске машин Saturn употреблялись храбрые технические ответы, такие как кузовные панели из пластика, но позднее все было унифицировано с остальными брендами GM – в конечном итоге под маркой Saturn в Соединенных Штатах продавались машины Опель. В 2009 году управление GM решило избавиться от Saturn для обеспечения госпомощи, как это случилось с Pontiac, и чуть не произошло с еще одной маркой – Hummer.
Во второй половине 90-ых годов двадцатого века компания GM выкупила наименование бренда Hummer у производителя уникального военного джипа компании AM General. Первая модель, Hummer H1, представляла собой гражданскую версию принятого на вооружение американской армией автомобиля HMMVW (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство»).
По окончании приобретения бренда концерном GM были созданы еще две модели – огромный H2 и более компактный H3. Машины были созданы на гражданской платформе внедорожников GM.
Новые Hummer пользовались некоторым успехом, но их малая функциональность и карикатурная внешность ограничивали их популярность, а люди, приобретшие их, часто становились объектом насмешек. Помимо этого, в GM усомнились в обоснованности выпуска таких автомобилей в условиях нарастающей денежной напряженности – машины были очень прожорливы.
Однако управление GM не стало закрывать бренд, пребывав на грани банкротства в 2009 году, по причине того, что сохраняло надежду реализовать его. В 2010 году бренд Hummer пробовала выкупить китайская компания «Сычуань Тэнчжун», но китайские власти не дали движение данной сделке.
Последний Hummer сошел с конвейера в мае 2010 года.
Торговые марки из портфеля Ford печальной участи также не избежали. Марка Mercury была основана во второй половине 30-ых годов XX века сыном Генри Форда, Эдселом Фордом.
Изначально планировалось, что марка будет производить премиальные машины начального уровня – классом выше, чем Ford, но ниже Lincoln. За редкими исключениями Mercury производил легко поменянные модели Ford, но неясно было, из-за чего за хромированные диски либо легко поменянный интерьер необходимо переплачивать если сравнивать с такой же моделью от Ford.
Известность марке принес muscle car эры 1970-х – модель Cougar, которая выпускалась впредь до исчезновения марки и насчитывает шесть поколении. Сейчас существования Ford на ее долю в Америке приходились около 15% продаж, но вклад Mercury в результат был мизерным – около 0,8%.
В 2011 году марка была ликвидирована практически сразу после принятия управлением Ford новой стратегии называющиеся One Ford. Последний автомобиль Mercury сошел с конвейера в первые дни 2011 года.
Сейчас исчезали не только американские торговые марки – тенденция коснулась и Европы. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века прекратила существовать легендарная чешская марка Tatra.
Для западных автолюбителей это наименование чуть ли что-то значит, не обращая внимания на то что Tatra была ветшайшим производителем в мире по окончании Peugeot и Daimler. Компания за 102 года собственного существования производила машины с применением передовых для собственного времени разработок, наработок и дизайна в области аэродинамики.
В частности, компания одной из первых популяризировала применение двигателей V8 в автомобилях , причем устанавливались они в основном позади. На протяжении Второй мировой Tatra приобрела анекдотичную популярность: немцам на протяжении оккупации понравились автомобили Tatra, но ввиду изюминок конструкции (тяжелый двигатель позади) они довольно часто разбивались в авариях.
Германским армейским кроме того поступила инструкция не садиться за руль Tatra. Затем Tatra стали не в серьез именовать «тайным оружием Чехословакии».
Но по окончании падения «металлического занавеса» в конце 1980-х Tatra не смогла остаться конкурентоспособной. Последняя машина марки сошла с конвейера во второй половине 90-ых годов двадцатого века.
В 2005 году прекратил собственный существование последний в Англии производитель массовых машин – MG Rover. Эта компания объединяла два бренда – производителя компактных спорткаров MG и производящий более массовые автомобили Rover.
Объединение компаний случилось в 2000 году, в то время, когда BMW реализовала имевшиеся у нее активы нескольких английских компаний, причем Rover был реализован за 10 фунтов. До этого, в девяностых, машины Rover переживали второе рождение – благодаря разработкам Honda им получалось быть достаточно популярными в сегменте среднеразмерных машин, но успех был временным – в конечном итоге обладавшая Rover компания BMW предпочла избавиться от английских производителей машин, а также компании Land Rover.
Потом пакет брендов был снова разъединен – в 2005 году MG Rover прекратил существовать – бренд MG достался китайской компании Nanjing Automotive Group, а Rover сперва был в руках Ford, а позже был реализован индийской компании Tata Motors вместе с маркой Land Rover. Сейчас существования продукция MG Rover утратила каждый авторитет у клиентов – из боязни быть осмеянными топ-менеджеры компании категорически отказались передать на тест-драйв одну из собственных поздних моделей ведущим телепередачи Top Gear, что очень сильно ударило по имиджу компании.
В 2012 году прекратил существовать бренд германских лимузинов Maybach. Это была вторая «смерть» марки, образованной в 1909 году (первая – в первой половине 40-ых годов двадцатого века).
В 2002 году, по окончании попыток приобрести марки Rolls-Royce и Bentley, управление Mercedes-Benz решило возродить марку Maybach. Быть может, одной из обстоятельств неудачи стала ее малая известность если сравнивать с уже упомянутыми Rolls-Royce и Bentley.
Линейка компании включала две модели, каковые базировались на флагмане Mercedes-Benz – S-на данный момент. Автомобили Maybach были существенно шикарнее платформенного донора – возможно было заказать отделку салона из камня, ящик и серебряные бокалы для сигар, в котором поддерживалась необходимая температура окружающей среды.
Однако клиенты шикарных лимузинов не через чур жаловали Maybach – в 2011 году было реализовано только 200 машин, а в последнем году производства Mercedes-Benz терял до 330 тысяч евро на каждой реализованном «Майбахе». В конечном итоге управление Mercedes-Benz решило ликвидировать марку, причем без официального объявления – в каталоге Maybach на 2013 год , что модель более не будет выпускаться.
Последние оставшиеся экземпляры Maybach были реализованы дилерским центрам по $100 тыс.
Без утрат не обошлось и в русском автопроме – в 2010 году закончился выпуск машин марки «Волга». Легендарный коммунистический бренд показался во второй половине 50-ых годов двадцатого века и стал в стране статусным знаком для обитателей Альянса на много лет.
Все поколения «Волг» создавались под заметным влиянием американских машин той же эры. Но, поколений у автомобили, по сути, было два – первое, ГАЗ-21, и второе, ГАЗ-24, которое модернизировалось впредь до 2010 года и любой раз приобретало новый индекс в заглавии.
Машины «Волга» довольно часто употреблялись в качестве такси, полицейских машин и автомобилей «скорой помощи». Помимо этого, существовали ограниченные партии автомобилей для разведслужб, оснащенные двигателями V8 количеством более чем пяти литров и мощностью около 200 л. с. (простая «Волга» оснащалась рядной «четверкой» мощностью до 100 л. с.).
Существенно обновленная «Волга» – ГАЗ-3111 – стала провалом – низкая надёжность и высокая стоимость вынудили потенциальных клиентов обратиться к западным машинам, с которыми собиралась конкурировать новая «Волга» – Mercedes-Benz E-Class и BMW 5-Series. В 2005 году поступила информация, что компания ГАЗ собирается сосредоточить свои силы на выпуске более прибыльной продукции, чем «Волга» – машинах серии «Газель» и других коммерческих машинах. «Волги» русском разработки прекратили производить в 2007 году.
С 2008 по 2011 год ГАЗ производил автомобиль Volga Siber, что воображал собой перелицованную версию седана Chrysler Sebring. Ввиду экономического кризиса модель продавалась не хорошо – за все время было выпущено около 9 тысяч Volga Siber, и выпуск было решено прекратить.
«Газета.Ru»