Роботы заменили конвейер («газета.ru»)
Совсем сравнительно не так давно мы отмечали столетие конвейера как принципа организации производства массовой продукции, одним из родоначальников которого был Генри Форд. Автомобильный мир с того времени изменился до неузнаваемости, но до сих пор конвейер остается незыблемой базой.
Но и его, как выяснилось, возможно заметно «апгрейдить» – этим озадачились в Audi. Что оказалось на практике, разбиралась «Газета.Ru».
Настоящим толчком для мирового автопрома стало изобретение конвейера в начале XX века. Его внедрение не было ровным, но, однако, уже в 1914 году Ford Motor Company посредством поточного производства удвоила выпуск машин при том же количестве рабочих.
Говоря современным языком, лишь внедрение нового принципа организации сборки снизило себестоимость конечной продукции вдвое, а предстоящая оптимизация процесса разрешила сократить затраты еще многократно.
Как у любой медали имеется две стороны, так и у конвейера имеется не только преимущества, но и недочёты, вытекающие из его принципа. Основная неприятность – в низкой гибкости самого процесса, при смене собираемой модели обычно требовалась переналадка оборудования и полная остановка, технологических карт, переобучение персонала а также организации подвоза запчастей.
Самим рабочим было также несладко – монотонность делаемых с высокой скоростью операций очень сильно изматывала – достаточно отыскать в памяти культовый фильм Чарли Чаплина «Новые времена», где храбрец и вовсе попал в психиатрическую лечебницу прямо от конвейерной ленты.
Нельзя сказать, что инженеры и конструкторы с этим мирились. Бурное развитие электроники во второй половине XX века разрешило автоматизировать многие тяжелые и требующие высокой точности операции – штамповкой, сваркой, окраской а также частично подсборкой в далеком прошлом занимаются роботы, людям же покинута самая тонкая работа – из узлов и деталей собрать готовый автомобиль.
Но и последний бастион классического уклада уже сдается под натиском технического прогресса. Вычислительные мощности современных компьютеров таковы, что на их базе уже не первый год функционируют самоуправляющиеся совокупности, более привычно именуемые «беспилотники».
Но умным автомобилям неспешно отдаются и другие функции.
Audi создала совокупность Smart Factory, суть которой содержится в отказе от идущей непрерывно линии конвейера. Опробовать новые разработки немцы решили не на ветхом заводе, а выстроив «с нуля» новый завод в Мексике, где, как сравнительно не так давно писала «Газета.Ru», для всей земли планирует кроссовер Q5.
Сейчас все производство будет сосредоточено в модульных секциях, любая из которых будет максимально действенно приспособлена под изюминки конкретной технологической операции.
Перемещение элементов будущего автомобиля осуществляется беспилотными роботами-тележками, названными Audi AGV. Они способны самостоятельно функционировать до 8 часов без подзарядки, оснащены системой распознавания и лазерными датчиками радиометок, что разрешает им объезжать препятствия и произвольно поменять маршруты по командам управляющего центра, включая и автоматическую парковку на свободном месте у зарядной станции.
Вживую все это выглядит приблизительно так: уже окрашенный кузов с поста сушки подается на беспилотной тележке на следующий пост, где устанавливаются навесные элементы, окрашиваемые раздельно. Назначенные же этому кузову двери, капот, крышка багажника подвозятся второй беспилотной тележкой в один момент с прибытием кузова.
По окончании исполнения требуемых операций тележка снова везет уже собранный кузов на следующий пост, где будут устанавливать (к примеру) фары, каковые прибудут в том направлении совершенно верно ко времени.
Разработчики обещают, что скорость сборки возрастет до 30% за счет отсутствия простоев конвейера, каковые неизбежно случаются при столь сложном технологическом ходе, как изготовление автомобиля.
Еще важным преимуществом будет высокая гибкость в перенастройке технологических постов, что разрешит с меньшими затратами производить много не просто модификаций, в частности различных моделей «в одном цехе», включая и нетиповые по желанию конкретного будущего обладателя. Новая совокупность разрешит уменьшить и труд оставшихся рабочих, прежде всего за счет эластичного большего разнообразия и ритма работы делаемых операций, не утомляя рутиной, да и совершить ошибку станет сложнее – под рукой будут лишь те подробности, каковые положено установить в конкретный момент, а совокупность телекамер и датчиков строго проследит за верной последовательностью делаемых операций а также аккуратностью «защелкивания» разъемов!
Окончательную обкатку концепции Smart Factory в Audi собираются завершить к 2020 году, по окончании чего начнется ее постепенное внедрение на остальных производственных мощностях. Станет ли новая совокупность такой же революционной, как 100 лет назад, – громадный вопрос.
Нельзя исключать, что применять ее будет лишь сам бренд, в лучшем случае концерн Volkswagen, у которого в собствености Audi, да да и то со временем – для остальных такие новшества станут через чур затратными.
Но имеется тут и еще один важный вопрос – в случае если везде заменять людей роботами, то кто и на что в итоге будет брать продукцию, ими (роботами) созданную? Количество рабочих мест с этими разработками неизменно будет быстро уменьшаться.
До тех пор пока нам на данный вопрос не смогли дать четкого ответа, уповая на то, что внедрение новых разработок будет растянутым во времени, а уменьшаемые наряду с этим работники либо уйдут на пенсию, либо смогут взять другую квалификацию.
«Газета.Ru»