Автомобилям показали, куда расти («коммерсант»)
В феврале российский авторынок опустился на такое дно, с которого, казалось бы, уже не всплывают. Но чудеса случаются: уже весной тренд поменял вектор с падения на рост.
Более того, начиная с мая восстановление выражалось в двузначных числах, а уже в июле был установлен рекорд года по росту продаж – 18,6%. В итоге Ассоциация европейского бизнеса скорректировала прогноз на 2017 год до 1,58 млн автомобилей, и это, думается, не предел.
Рост продаж по результатам десяти месяцев нынешнего года зафиксирован у многих производителей машин. Фаворитами рынка так же, как и прежде остаются машины Lada (реализовано 249 845 штук), ближайший преследователь Kia реализовал на 97 с лишним тысяч автомобилей меньше.
Русский клиент охотится за недорогими моделями массового сегмента: согласно данным аналитического агентства "Автостат", более половины приобретённых автомобилей стоили меньше 1 миллионов рублей. Еще треть – с ценниками до 2 миллионов рублей., а вот продажи дорогих машин (от 4 миллионов рублей. и выше) уменьшились на 18%.
Средняя же цена новой легковушки составила 1,33 миллионов рублей.
Отпраздновать стремительный подъем автомобильного сектора удается не всем. К примеру, компании Lexus по результатам 2015 года, самого провального за целый кризис , удалось расширить продажи на 6%, но по мере стабилизации курса валют японская марка начала сдавать позиции и 2017-й продолжает в минусе.
Такая же обстановка c Porsche: не смотря на то, что в октябре германский бренд смог отыграть 25%, по результатам десяти месяцев он все равно утратил 8%. Важнейшие утраты с января по октябрь понесли китайские торговые марки Geely, FAW, Brilliance и DFM.
В сегменте "премиум" больше всего не повезло Audi (-20%).
Дополнительным стимулом роста продаж стал и августовский запуск новых правительственных программ помощи автомобильной отрасли, каковые начали функционировать параллельно с льготным автокредитованием. На приобретение автомобиля ценой до 1,45 миллионов рублей. государство предоставило дополнительную единовременную скидку в размере 10% цены автомобили всем, у кого имеется двое либо более несовершеннолетних детей ("Домашний автомобиль"), и тем, кто получает персональный транспорт в первый раз ("Первый автомобиль").
Помимо этого, были запущены программы "Русский тягач", "Русский фермер" и "Собственный дело" для помощи малого бизнеса.
Формально программы национальной помощи не меняют структуру спроса – по ним планировалось реализовать не меньше 58,35 тыс. новых автомобилей, что при любых итогах года составит не больше 5% рынка. Но дилеры отмечают, что национальное стимулирование завлекает людей в автосалоны, а другое – дело умения и техники конкретных продавцов.
В итоге, согласно данным Минпромторга, за первый квартал действия программ "Первый автомобиль" и "Домашний автомобиль" по ним было приобретено 48,3 тыс. машин. Многие участники рынка говорили, что квот не хватит, но верили, что выдача субсидий за счет дополнительного финансирования продолжится и в 2018 году.
Пару дней назад на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минпромторг обнародовал проект распоряжения, предусматривающий продление действия программ "Первый автомобиль" и "Домашний автомобиль" на 2018 год. Помимо этого, цена получаемого по программам автомобиля увеличена с 1,45 миллионов рублей. до 1,5 миллионов рублей.
Нехорошая новость пребывает в том, что льготную ставку автокредита в будущем году планируется отменить.
В третьем квартале, в то время, когда начали функционировать новые государственные программы субсидирования, больше половины машин (52,9%) было приобретено в долг. Последний раз такая обстановка наблюдалась в докризисном 2014 году.
Кредитование населения растет по всем направлениям, включая ипотеку, наличные деньги и кредитные карты: согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), количество заявок на выдачу займов возросло на 84%. Наряду с этим количество одобренных заявок на приобретение автомобилей сократилось с 51% в 2016 году до 44% в 2017-м. "Но не следует сказать о том, что банки стали одобрять меньше кредитов,– утверждают в ОКБ.– В случае если наблюдать в безотносительных значениях, количество одобренных заявок в годовом отношении выросло".
На рост продаж кроме этого повлияла стабилизация курса рубля. На начальной стадии кризиса цены на большая часть товаров скоро выросли до нынешних, но машины дорожали медлительно, и до сих пор автомобили в Российской Федерации стоят дешевле, чем где-либо в Европе.
В случае если курс национальной валюты в скором будущем отправится вниз, это неизбежно приведет к понижению продаж. Иначе, крепкий рубль также невыгоден производителям, потому, что кое-какие из них налаживают экспорт произведенных в Российской Федерации запасных частей в государства СНГ а также в Западную Европу.
Стабильный курс рубля разрешил вернуть в страну много моделей, продажи которых из-за кризиса были прекращены. Nissan наполнил шоу-румы кроссоверами Juke, в модельной гамме Hyundai опять показался седан Sonata, Mitsubishi привезла обратно компактный паркетник ASX и солидный джип Pajero, и наладила местную сборку Pajero Спорт, с июля этого года снова продается седан Subaru WRX, на май запланирован рестарт продаж Subaru Legacy.
В рост продаж и стабильность рынка производители машин верят: не обращая внимания на утрату 3% клиентов в 2017 году, марка Mercedes-Benz все же решилась на постройку собственного автосборочного предприятия в Российской Федерации. В июне в подмосковном индустриальном парке "Есипово" начались работы по возведению завода "Московия", что будет открыт в 2019-м.
Инвестиции в проект составят более €250 млн. Первым с конвейера сойдет седан E-Class, позже будет налажен выпуск кроссоверов GLC, GLE и GLS.
BMW подходит к окончанию года с ростом продаж, но строить личный завод компания пока не рискнула: немцам хватает калининградского "Автотора", где крупноузловым способом собирают практически целый модельный последовательность баварского автопроизводителя. Но BMW открыла большой склад запчастей в Подмосковье для более своевременного обслуживания русских клиентов.
Mercedes-Benz кроме этого открыл новый центр логистики. В Тульской области строится завод Great Wall, в Липецкой – Lifan.
Оба китайских фирмы должны быть запущены в 2019 году. Иными словами, российский рынок до сих пор остается привлекательным для зарубежных автомобильных инвесторов.
Новые машины завлекают не только частных лиц: огромное количество автомобилей закупают таксопарки и каршеринговые компании. Выбор прокатчиков падает не только на массовый сегмент (Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan и Kaptur).
В столице арендаторам дешёвы сотни и десятки дорогих машин наподобие компактных Smart, седанов Mercedes-Benz CLA 200 Urban и хэтчбеков A-Class. Каршеринг неизбежно распространится и в регионы, где кроме этого пригодятся новые автомобили.
Наконец добился признания со стороны страны китайский автопром: черкесское предприятие Derways стало полноценным участником соглашения о промышленной сборке. На Северном Кавказе производятся Lifan, Черри, Brilliance и DW Hower, и сейчас автокомпоненты для них завод сможет ввозить беспошлинно.
Но самое основное, клиенты этих автомобилей смогут применять национальные субсидии на поддержку автопрома: льготное кредитование, программы "Первый автомобиль" и "Домашний автомобиль". Согласно данным "Автостата", за десять месяцев 2017 года продажи китайских машин в Российской Федерации выросли на 4%, до 2,7 тыс. штук.
Льготы разрешат привлечь дополнительных клиентов, но по условиям соглашения заводу нужно будет наращивать количества производства до 25 тыс. автомобилей в год и доводить долю русских комплектующих до 30%. В 2016 году на Derways было произведено около 17 тыс. автомобилей.
За годы кризиса дилеры и производители обучились регулировать закупки и производство новых машин. Дабы продукция не скапливалась на складах, количества выпуска строго квотированы.
Но эта осторожность может привести к тому, что на русском рынке будет реализовано меньшее количество автомобилей, чем имело возможность бы приобрести население. Согласно данным агентства "Автостат", очереди на кое-какие популярные модели могут быть около четырех-пяти месяцев.
Подобная обстановка сложилась с кроссовером Hyundai Creta в некоторых регионах страны. Очереди выстраиваются за Lada Vesta, Largus и Xray, Skoda Rapid, Renault Duster, Volkswagen Polo а также за кроссовером Skoda Kodiaq минимальной ценой 2 миллионов рублей.
Самая популярная в стране модель Kia Rio не всегда имеется в наличии в нужной клиенту комплектации, так же, как Volkswagen Tiguan и Amarok. Скоро расширить выпуск производители машин не смогут, поставщики комплектующих информируют о возросшей нагрузке.
Дабы удовлетворить спрос, в октябре на заводе Nissan была введена вторая смена.
В итоге уже на данный момент, за месяц до Января этого года, ясно: российский автомобильный рынок, как и предвещали специалисты, сумел приспособиться к новым условиям и отыскать возможности для роста. И предпосылок к трансформации данной ситуации в будущем году пока не видно.
«Коммерсант»