Автоваз перевозит убытки на покупателя
По итогам первого полугодия наибольший российский автопроизводитель АвтоВАЗ ушел в операционный убыток на 6,6 млрд руб., и выйти на маленькую чистую прибыль компании помогло лишь досрочное погашение векселей. На рынке уверены, что валютная составляющая у контрагентов и скачущий курс рубля давят на завод, что не в силах покрыть убытки кроме того с учетом программы оптимизации затрат на 20 млрд руб.
В итоге АвтоВАЗ должен снова поднять цены с 1 августа. Но, аналитики утверждают, что данный рост незначителен и на спросе вряд ли скажется.
Операционный убыток АвтоВАЗа в первом полугодии увеличился в 2,7 раза, до 6,6 млрд руб., направляться из отчетности компании по РСБУ (не учитывает показатели дочерних структур группы). Наряду с этим выручка за период уменьшилась на 2,2%, до 89,2 млрд руб., а убыток от продаж вырос в 2,6 раза, до 5,5 млрд руб.
В компании ссылаются на падение авторынка на 37%, увеличение цен на автокомпоненты и динамику курса рубля. Долговременные обязательства АвтоВАЗа В первую очередь года выросли на 11,7%, до 91,5 млрд руб., кратковременные уменьшились на 0,4%, до 86,6 млрд руб.
Наряду с этим АвтоВАЗ смог продемонстрировать в отчетности чистую прибыль 0,7 млрд руб. против чистого убытка 2,7 млрд руб. на конец первого полугодия 2014 года. Компания пояснила, что прибыль появилась за счет «погашения векселей, не связанного с операционной деятельностью», в отчетности отражена сумма от досрочного выкупа векселей на 7,65 млрд руб.
Ранее передавалось, что АвтоВАЗ может приобрести у «Ростеха» активы «Объединенных автомобильных разработок» (ОАТ) за $165 млн, причем одним из вариантов оплаты были беспроцентные векселя сроком погашения не ранее 2032 года. На АвтоВАЗе, в Renault и «Ростехе» вексельную сделку не прокомментировали.
Эти по РСБУ не отражают консолидированную данные по дочерним структурам завода, но день назад отчитался и Renault – главный акционер АвтоВАЗа (часть альянса Renault-Nissan в АвтоВАЗе – 67,13%, 50,1% из которых – у Renault). Российский завод принес французскому автомобильному концерну €70 млн убытка.
День назад в Renault сказали “Ъ”, что несобираются списывать инвестиции в завод (в 2014 году так поступил Ford, по результатам первого полугодия списавший инвестиции в СП Ford Sollers на $329 млн). За январь–июнь продажи Lada упали на 27%, до 140,7 тыс. автомобилей.
Производство (включая модели вторых брендов) наряду с этим выросло на 1,6%, до 280 тыс. автомобилей, наряду с этим, по словам президента АвтоВАЗа Бу Андерссона, за весь год выпуск продукции сократится на 6,5%, до 538 тыс. автомобилей.
Господин Андерссон подчернул, что «в ситуации главными задачами остаются оптимизация затрат на производство и реструктуризация базы поставщиков». АвтоВАЗ рассчитывает сэкономить 20 млрд руб., но замысел сокращения затрат не покроет убытки полностью, уверен топ-менеджер.
Так, не обращая внимания на рост убытка, завод с 1 августа повышает цены на последовательность моделей на 4%. Дороже стали самые популярные модели Lada Granta, Lada Kalina (за исключением моделей Cross) и Lada 4×4.
Базисная комплектация Lada Granta будет стоить 345,3 тыс. руб., Lada Kalina хетчбэк – от 393 тыс. руб., а Lada 4х4 Urban – от 467 тыс. руб. Это уже третье увеличение стоимостей за год, наряду с этим еще в июне президент завода уверял, что до Января этого года цена продукции расти не будет.
Генеральный директор «Юг-Авто» Игорь Сафронов (дилер Lada, Hyundai, Skoda, Citroen, Опель, Honda и других в Краснодаре) отмечает, что модели Lada кроме того с учетом малого увеличения (в пределах 20 тыс. руб. на базисные комплектации) остаются существенно дешевле главного соперника Hyundai. Наряду с этим дилер подмечает, что в июле завод прекратил как личные маркетинговые акции (скидки в приблизительно 25–30 тыс. руб.), так и государственную программу утилизации (была возобновлена ближе к середине месяца).
Исходя из этого покупательская активность в первой половине июля значительно снизилась, в то время как Hyundai, он утвержает, что «цены держит», и в июле «Юг-Авто» реализовал на 10% больше, чем годом ранее.
Собеседники “Ъ” на рынке считают, что цены на Lada подорожали, например, из-за очередных колебаний курса: «надежда на стабилизацию пропала», и компания решилась на очередное увеличение цены. Наряду с этим, рассуждают игроки, в увеличении стоимостей имеется «отложенная потребность», потому, что «все на данный момент реализовывают в убыток», но чтобы остаться конкурентоспособными, сдерживают цены и в борьбе за рыночную долю кроме того делают скидки.
Тенденция к удорожанию автомобилей в течение нескольких месяцев уже очевидна, уверен один из участников рынка.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» додаёт, что АвтоВАЗ был должен поднять цены еще и из-за высокой валютной составляющей у поставщиков завода. Он уверен, что за весь год компании не удастся выйти в чистую прибыль: не обращая внимания на запуск новых моделей, продажи Lada на внутреннем рынке сократятся приблизительно на 17%, до 320 тыс. автомобилей, а реализация на экспорт увеличится на 35%, до 70 тыс. автомобилей.
«Коммерсант»