Что такое расширительный бачок
Содержание
- Его назначение
- работа и Устройство
- Крышка бачка — два в одном
- Неисправности РБ и обстоятельства
- Контролируем работоспособность крышки
- Доливка охлаждающей жидкости
Автомобильный мотор, как и любой двигатель внутреннего сгорания, при работе нагревается, исходя из этого требуется неизменно его охлаждать. Для данной цели предназначены совокупности охлаждения.
По принципу работы они бывают двух видов: жидкостные и воздушные. Громаднейшее распространение взяли первые, не смотря на то, что они и более сложны конструктивно. «Воздушники» при собственной простоте, намного более склонны к перегреву.
Потому, что все двигатели сейчас трудятся с жидкостным охлаждением, в моторном отсеке любого авто находится маленькая емкость из полупрозрачного пластика с крышкой, предназначенная для заливки тосола. Это и имеется расширительный бачок совокупности охлаждения двигателя.
У различных моторов количество расширительного бака колеблется от 1,5 до 8 литров.
Его назначение
Для чего нужен расширительный узел? Дело в том, что каждая жидкость при нагревании возрастает в количестве.
Так, количество воды при нагревании до 100°C возрастает на 4,5%, антифриза и тосола — до 6%. Дабы при нагревании охлаждающей жидкости (ОЖ) она не выливалась из совокупности, нужен расширительный бак, являющийся собственного рода буфером либо компенсатором.
До середины прошлого века расширительные бачки под капотом отсутствовали, потому, что в качестве ОЖ употреблялась обычная вода, а роль компенсатора игрался верхний бачок радиатора, что не доливали «под завязку». С возникновением ОЖ на базе этиленгликоля (антифризы), коэффициент объемного расширения которых больше, чем у воды, появляются дополнительные расширительные бачки, дабы не увеличивать радиатор.
Так, расширительный бак (РБ) рекомендован для компенсации объемного расширения ОЖ при увеличении ее температуры. Находится РБ в моторном отсеке так, дабы уровень жидкости был приблизительно на середине высоты бачка.
Наряду с этим жидкость в бачке и радиаторе находится на одном уровне по принципу сообщающихся сосудов. Потому, что РБ расположен выше радиатора, в качестве заливной горловины употребляется крышка расширительного бачка, про которую будет поведано ниже.
работа и Устройство
Расширительный бак складывается из полипропиленового корпуса, крышки и двух патрубков для присоединения шлангов жидкостной совокупности. С помощью нижнего шланга устройство подключается к охлаждающей магистрали, верхний помогает для воздушных пузырей и отведения паров из совокупности.
На современных моделях довольно часто устанавливаются поплавковые датчики уровня ОЖ.
Для данной опции расширительный бачок сверху оснащается еще одной горловиной, предназначенной для установки датчика. На боковой поверхности емкости нанесены пара контрольных рисок, от нижней — min до верхней — max.
В этом промежутке и обязан размешаться уровень ОЖ.
Как трудится устройство? Сперва мало теории.
В таблице продемонстрированы температурные режимы работы современных моторов. Как видим, двигатели трудятся в критических температурных условиях.
Температура двигателя, °C | Рабочая | Краткосрочно | |
80 — 100 | 120 — 125 | ||
Температура закипания жидкостей, °C (при атмосферном давлении) | воды | 100 | |
тосола | 105 — 110 | ||
антифриза | 120 |
Дабы поднять планку допустимой температуры, конструкторы повышают давление в ОЖ (больше атмосферного), благодаря чему температура ее закипания увеличивается. Для этого совокупность закрывается герметично, и в ней поддерживается избыточное давление.
Для различных двигателей эта величина находится в пределах от 0,1 до 0,5 бар (кг/см?).
В то же время недопустимо и большое разрежение (больше 0,03 — 0,1 кг/см?) в свободном пространстве расширителя, потому, что в совокупность будет подсасываться воздушное пространство, что приведет к появлению воздушных пробок, затрудняющих циркуляцию ОЖ и, следовательно, к перегреву двигателя. Поддержание давления в ОЖ на требуемом уровне возложено на особый регулятор, расположенный в заливной крышке.
Крышка бачка — два в одном
Итак, крышка РБ, кроме защитной функции, делает еще задачу регулятора давления. Как было изложено выше, давление в бачка должно составлять до 1,1 — 1,5 кг/см?.
Как же это достигается?
Для данной цели в крышке смонтированы два клапана: предохранительный и вакуумный. Первый представляет собой подпружиненную резиновую диафрагму, которая прижимается снаружи и срабатывает, в то время, когда давление превышает упрочнение пружины.
Второй складывается из резиновой шайбы с малой пружиной, установленной в большой.
При рабочей температуре ОЖ оба клапана закрыты, давление в бачке не превышает расчетного. Потому, что расширительный бак закрыт герметично, с увеличением температуры давление возрастает, в итоге предохранительный клапан раскрывается и стравливает часть воздушных паров, возвращая клапан в прошлое положение.
Отсутствие предохранительного механизма привело бы к появлению протечек ОЖ, повреждению соединений и кроме того к разрыву печки и радиаторов охлаждения.
По окончании остановки двигателя жидкость в совокупности остывает и значительно уменьшается в количестве, что ведет к происхождению разрежения в бачка. Результатом возможно подсос воздуха через соединения, что при последующем пуске приведет к образованию воздушных пузырей.
А это может привести к выходу и перегреву из строя двигателя.
Тут и приходит на помощь второй мелкий клапан — вакуумный. Под действием разрежения он раскрывается и уравнивает давление в бачке с атмосферным.
Неисправности РБ и обстоятельства
Понижение уровня ОЖ:
- течь пластикового корпуса бачка благодаря старения материала, в частности, это было хронической заболеванием бачков машин ВАЗ;
- не трудится предохранительный клапан, в итоге повышенное давление выдавливает тосол через места соединений.
Перегрев двигателя:
- из-за уменьшившегося количества жидкости благодаря утечек;
- не трудится вакуумный клапан, в итоге в жидкости появляется воздушное пространство («завоздушливание»).
Видимые потеки жидкости:
- течет расширительный бак;
- неисправность предохранительного клапана.
Контролируем работоспособность крышки
Упрощенная проверка: трудятся ли клапаны?
Заводим мотор и, выполняя осторожность, отворачиваем крышку: в случае если слышится шипящий звук спущенной камеры — перепускной клапан трудится (но, верно либо нет, — неизвестно).
Сняв крышку, сожмем рукой любой шланг охлаждающей совокупности. Удерживая его так, установим крышку на место.
Если он затем восстанавливает собственную форму, по всей видимости, вакуум заполняется. А вот в случае если еще до запуска мотора шланги выглядят как бы сплюснутыми, вакуумный клапан точно не трудится.
Более совершенно верно предохранительный клапан возможно проверить с помощью манометра и насоса. Насос присоединяем к нижнему подводящему патрубку бачка, а верхний заглушаем с помощью подручных средств: болта либо цилиндрического сверла, туго входящих в подводящий шланг.
Насосом создаем давление и контролируем момент, в то время, когда срабатывает предохранительный клапан (шипящий звук). Величина давления, зафиксированная на шкале прибора, показывает фактическое давление срабатывания.
В случае если предохранительный клапан излишне тугой, его возможно отремонтировать. Для чего тратить лишние деньги, в то время, когда достаточно укоротить пружину давления на один-два витка, и пружина станет мягче. Разбирается узел легко, основное — не утратьте небольшие подробности.
И не переусердствуйте, откусывая витки. Делайте это понемногу, контролируя итог.
Доливка охлаждающей жидкости
Уровень жидкости в бачке осуществляют контроль по двум крайним рискам: min и max. Как верно доливать ОЖ в расширительный бак:
- Удостоверьтесь в надежности уровень жидкости на холодном либо остывшем двигателе (дайте ему прекрасно остыть).
- Откройте крышку РБ (в случае если двигатель не хватает остыл, прихватите крышку тряпкой) и медлительно поворачивайте ее до выхода пара.
- Долейте жидкость, не доходя до риски max.
- Закройте крышку и заведите мотор при отключённом отоплении помещения. Прогрейте двигатель около 3 мин на 2000 об/мин и дождитесь, пока не включится вентилятор принудительного охлаждения.
- Удостоверьтесь в надежности уровень ОЖ и долейте его до отметки max.
Маленький совет: смотрите за внешним состоянием всех элементов и бачка совокупности охлаждения. Потеки жидкости в моторном отсеке обычно говорят о неисправности расширительного бачка, в первую очередь крышки.
Как направляться из написанного, от для того чтобы, второстепенного на первый взор, узла, как расширительный бачок совокупности охлаждения, на самом деле зависит — как стабильно будет трудиться двигатель вашего автомобиля.