Москва начала проявлять интерес к железной дороге армения — иран — «транспорт»
В финише прошедшей семь дней Армению посетил сопредседатель транспорта и министр России армяно-российской комиссии по торгово-экономического сотрудничества Максим Соколов. В соответствии с сообщению пресс-службы армянского правительства, в ходе собственной встречи с премьером Армении Овиком Абрамяном, кроме вопросов, касающихся расширения торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами, они в контексте углубления экономическую связей сторон обсудили возможности осуществления инфраструктурных программ, имеющих региональное значение. «Россия отметила важность строительства железной дороги Армения — Иран и показала решимость изучить вопрос вероятного участия», — отмечается в сообщении.
Учитывая то, что ранее офпреды России были не столь заинтересованы в постройке железной дороги Армения — Иран, итоги переговоров можно считать значительным прогрессом для армянской стороны. Так как еще в июне прошлого года бывший тогда президентом ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявлял, что проект по созданию ЖД сообщения Иран — Армения не имеет никакой перспектив и экономической эффективности. «Это как прорубить в стенке окно в никуда… в стенке соседнего дома», — увидел он.
Но уже спустя семь дней позиция РЖД пара изменилась. В компании подчернули, что с геополитической точки зрения проект строительства железной дороги имеет серьёзное стратегическое значение для Армении в контексте интеграции транспортной инфраструктуры республики в евро-азиатскую и мировую транспортную совокупность.
Наряду с этим было выделено, что, учитывая длительные сроки и значительную стоимость окупаемости проектов для того чтобы масштаба, делающие их коммерчески малопривлекательными для бизнеса, их реализация без помощи страны затруднительна.
Цена проекта вправду большая. В соответствии с одобренной правительством Армении еще в августе 2014 года предварительной программе строительства железной дороги Иран — Армения, цена проекта оценивается в $ 3,5 млрд.
Столь солидная сумма разъясняется непростыми горными условиями, в которых нужно будет осуществлять строительство. Из 300 километров дороги 102,3 километра придется на 60 тоннелей, и еще 19,4 километра на 64 моста.
Кроме этого на экономическую целесообразность проекта железной дороги Армения — Иран оказывает собственный негативное влияние соперник в лице проекта железной дороги Казвин — Решт — Астара, которая свяжет ЖД совокупности Ирана, России и Азербайджана. Сроки ее сдачи в эксплуатацию пара раз переносились, и, по утверждениям иранской стороны, строительство будет завершено в текущем году.
Не додают проблемы и оптимизма в русском экономике, в частности, понижение доходов русского бюджета с учетом падения цен на нефть. Конечно, это скажется на возможностях РФ осуществлять столь большие инфраструктурные проекты.
С учетом всего вышеперечисленного армянские специалисты, не обращая внимания на заявления Соколова в Ереване, очень скептически относятся к вероятной реализации на этот момент проекта железной дороги Армения — Иран.
«Шансов на реализацию проекта больше не стало, поскольку не даны вопросы на главные вопросы:
— Какой будет конечная точка дороги? В случае если Поти, то Казвин — Решт — Астара решает эту проблему. В случае если Российская Федерация, то нужен прогресс как в отношениях между Тбилиси и Москвой, так и около ситуации в Абхазии.
Москва не может приказать Тбилиси и Сухуми забыть про конфликт и открыть дорогу.
— Кто есть глобальной заинтересованной стороной проекта? В случае если Российская Федерация, то она переживает тяжёлые времена и вряд ли возжелает израсходовать $ 5–6 млрд. на постройку дороги, экономическая привлекательность которой достаточно вызывающая большие сомнения.
В случае если Китай, про что деятельно говорят в последнее время, то дорога станет частью «Экономического пояса Шелкового пути», к которому у Москвы громадные вопросы.
Разумеется, что ожидать хорошей реакции России и тем более участия в проекте не приходится", — заявил «NOVOSTI-DNY.Ru» один из ведущих армянских специалистов по Ирану, директор фонда «Армянский центр изучения общества» Севак Саруханян.
С ним солидарен и помощник директора Университета Кавказа Сергей Минасян. «Это пока не свидетельствует перехода к практической реализации, учитывая рубль за 75, цена самой прокладки и низкую экономическую целесообразность», — увидел он в беседе с «NOVOSTI-DNY.Ru».
Наряду с этим Минасян сказал, что «с геополитической точки зрения вероятно все, поскольку геополитические проекты в большинстве случаев имеют свойство реализовываться несмотря ни на что».
Учитывая неприятности в экономике Китая, на что армянская сторона взваливала громадные надежды в вопросе финансирования проекта, как раз геополитическая обстановка, быстро изменившаяся за последние месяцы, делается наиболее значимым причиной «за» постройку дороги. Иран и Россия являются союзниками в Сирии, у обеих государств (особенно у РФ) достаточно напряженные отношения с Турцией.
На этом фоне Тегеран и Москва заинтересованы в транспортном коридоре, в особенности через дружественную для обеих государств Армению. Вряд ли Азербайджан, вычисляющий самым близким и своим союзником страной Турцию, может заменить в этом качестве Армению, кроме того с учетом собственных экономических преимуществ.
Но, так же, как и прежде, остается отрытым вопрос финансирования проекта. Если доверять армянской стороне, по итогам переговоров премьера Овика Абрамяна в Пекине в сентябре прошлого года, Китай показал решимость профинансировать 60% программы строительства железной дороги.
А сам проект железной дороги был создан Интернациональной компанией коммуникаций и строительства Китая (CCCC International).
В случае Пекина и кооперации Москвы (Тегеран готов выстроить иранский участок дороги за собственный счет) в полной мере вероятно отыскать нужную сумму. Учитывая, что Армения в условиях отсутствия неспециализированной границы с вторыми государствами Евразийского экономического альянса, не приобретает в полном количестве тех польз, что экономики вторых государств-участников ЕАЭС, Российская Федерация может с пониманием отнестись к более тесному сотрудничеству Армении с Китаем и Ираном.
Особенно на фоне заинтересованности самой Москвы в тесном сотрудничество ЕАЭС с Китаем в рамках китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути».
В любом случае, вопрос строительства дороги продемонстрировал наличие неприятности со стратегическим планированием у Армении и РФ. Россия показала пассивность к проекту в то время, когда у нее были средства на его реализацию, и обозначила собственную заинтересованность только по окончании резкого трансформации политической обстановке.
В собственную очередь, армянская сторона много лет вела себя пассивно в этом вопросе, имеющем для нее стратегическое значение. Ереван приступил к практическим действиям только по окончании того, как соперничающие проекты получили действительность.
Остается сохранять надежду, что, не обращая внимания на важную задержку, армянским влияниям все же удастся довести до финиша данный проект, что значительно изменит обстановку в регионе, окажет помощь ей выйти из транспортной блокады со Азербайджана и стороны Турции и станет замечательным стимулом для развития армянской экономики.
К тому же строительство металлической дроги Армения — Иран многократно повысит экономические пользы от открытия ЖД сообщения через Абхазию, чему на данный момент мешают политические неприятности между Грузией и Россией.
Айк Халатян для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Иранцы в Москве
Похожие статьи, подобранные для Вас:
-
Армения и иран создают новый международный транспортный путь — «транспорт»
-
Проект железной дороги китай — таджикистан — иран зашел в тупик — «транспорт»
-
Северный широтный ход: союз железных дорог и газа — «транспорт»
-
Пмэф-2017: ржд могут инвестировать в железные дороги кубы 1,8 млрд евро — «транспорт»