Гия хухашвили: договоры грузии со странами центральной азии — о намерениях — «транспорт»

Гия хухашвили: договоры грузии со странами центральной азии — о намерениях - «транспорт»

Гия ХухашвилиПредставительная делегации Грузии во главе с премьером Георгием Квирикашвили завершила визит в Туркмению. По итогам премьер-министр Грузии резюмировал: была весьма долгая встреча с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, разглядели довольно много направлений сотрудничества, обсудили региональные транспортные проекты, а также инициативу создания транспортного коридора с участием Туркмении, Грузии, Румынии и Азербайджана, внесли предложение Туркмении принимать участие в местных транспортных проектах, занимательны кроме этого энергетические транзитные проекты.

Незадолго до этого туркменский фаворит побывал с визитом в Армении. В Грузии пребывали делегации из Узбекистана, а казахстанские и киргизские, такое чувство, вовсе не покидают Тбилиси, сменяя друг друга.

Подобная активность в соседнем с Грузией Азербайджане. На вопросы обозревателя «NOVOSTI-DNY.Ru», связанные с таким оживлением контактов между двумя регионами — Центральной Азией и южным Кавказом, ответил специалист по вопросам экономики, экс-советник премьера Грузии Гия Хухашвили.

— Глава правительства Грузии, комментируя визит в Ашхабад, объявил, что переговоры состоялись по широкому спектру вопросов, и в первую очередь — по энергетическим и транспортным проектам. Возможно ли более конкретно об главных направлениях?

— Эта мысль проекта «Шелковый путь». Она не новая, в далеком прошлом обсуждается, главный интерес содержится в организации некой энергетической совокупности, в базе которой поставки туркменского газа.

Но, не обращая внимания на риторику политиков, данный проект в обозримом будущем не имеет возможностей из-за полностью конкретных неприятностей. Мы знаем, что в Каспийском море заложить трубу фактически нереально из-за противоречий шельфа и неразделенности водоёма между государствами каспийского региона.

Я скептически отношусь к тому, что Иран либо Российская Федерация допустят развитие событий, противоречащее их заинтересованностям. Словом, конкретики мало и возможностей особенных нет.

— А поставки туркменской нефти?

— В Туркменистане нефть занимает не такую серьёзную позицию, как газ. Другое дело, в случае если разглядывать поставку нефтепродуктов. Но это связано с паромными перевозками, и через Грузию уже поступает некое количество нефтепродуктов.

У Грузии имеется собственная квота, имеется она и у России. Но это несущественные количества.

Возможно, отдельным предпринимателям это и принципиально важно, но в контексте политики не думаю — речь заходит об весьма ограниченных количествах.

— Сжиженный газ?

— В этом направлении нужно развивать инфраструктуру. До Грузии сжиженный газ еще нужно донести, а договариваться — больше с Азербайджаном, чем с Грузией.

А у Баку собственная стратегия. Поставки энергоносителей из Туркменистана в Грузию возможно осуществлять лишь через Азербайджан, у которого собственная политика, собственные интересы — экономические и политические, каковые не постоянно совпадают с грузинскими.

— То имеется они не совпадают и с туркменскими.

— В принципе, да. Все эти схемы поставок связаны не лишь с перевозками, трейдингом и логистикой.

На рынке трейдеров имеется несоответствия — кто как раз в отечественном случае будет заниматься. В различных государствах — различные амбиции.

А кусок не таковой уж и большой, дабы всем хватило, и чтобы борьба не была таковой твёрдой, и несоответствия возможно было ликвидировать в переговорах. Наряду с этим, как уже сообщил, это вопросы, скорее, среднего бизнеса — кто будет получать на трейдинге туркменских нефтепродуктов, это вопросы дискуссии узких кругов, в национальных масштабах особенной роли не играющие.

Я подразумеваю — усиление либо ослабление геополитической функции.

— О чем же договорились порты Туркменбаши и Анаклия, начальники которых подписали соглашение о партнерстве?

— В Грузии проект порта Анаклия до тех пор пока больше носит темперамент пиара. Строительство порта еще не начато, а контракты уже заключаются.

Я подозреваю, что это связано с тем, что у консорциума, что будет строить Анаклия, смогут быть денежные неприятности для постройки данного проекта. Исходя из этого за для того чтобы рода договорами может находиться желание привлечь ресурсы денежных университетов.

Незаконным это не назвать, в бизнесе подобные ходы приняты. Но заключать договор, в то время, когда порт еще не начал строиться, это не умно. К тому же неизвестно, в то время, когда он будет выстроен, как данный порт будет конкурентоспособен с вторыми грузинскими портами.

Так что все договора заключаются через национальные лоббистские университеты лишь чтобы консорциум смог привлечь инвестиционный капитал, которого, быть может, у него нет.

— Ваша оценка транспортного пути из Китая через порт Тукрменбаши, Азербайджан, Грузию? Это маршрут, обходящий Россию, и на него уже налепили ярлык антироссийского.

— Главные позиции экспорта Туркменистана — это газ. Для транспортировки газа нужен либо трубопровод либо разработка сжиженного газа.

Пологаю, что в обозримом будущем России незачем переживать. У Туркменистана также особенного интереса нет в экспорте газа на Запад, Ашхабад развивает восточное направление — на Индию, дополнительно на Китай.

Западное направление представляется увлекательным для политиков — для имитации переговоров с Китаем и Россией, в случае если пригодится пересмотр условий нынешних поставок. Но это игры, заниматься такими тактическими ходами — через чур примитивно, поскольку блеф весьма легко просчитывается.

— Возвращаясь к теме порта Анаклия — в Грузии побывала делегация из Узбекистана и также договаривалась по вопросам его эксплуатации.

— Такие переговоры может и серьёзны экономически, но их не легко вычислять какими-то стратегическими. В этом направлении транспортировка грузов — через Грузию — проблемна.

По тарифам транскавказский коридор мало конкурентен с русским, он дороже. В этих перевозках довольно много компонентов.

Сначала грузы идут по железной дороге до казахстанского порта либо порта Туркменбаши, позже нужно перегрузить их в порту на паромы, везти морем, позже еще раз отгрузить в Азербайджане, везти их до черноморских портов и снова произвести перевалку… Это многокомпонентная перевозка, каждое из действий требует дополнительной платы. А через Россию грузы возможно везти одним тарифом.

А в транскавказском коридоре чтобы определить унифицированную ставку, неспециализированный язык должны отыскать Узбекская железная дорога, Каспийское пароходство, азербайджанские порты, Азербайджанская железная дорога, Грузинская железная дорога, грузинские порты. Для действенной конкуренции с Русскими железными дорогами с одним тарифом и имеющей люфт для маневра, эти субъекты должны договориться между собой.

Не похоже, что это случится не так долго осталось ждать.

Центральная Азия: реки раздора — документальный фильм BBC


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: