Поставщики автоваза: работа над ошибками
Сейчас и потребители, и специалисты, и представители средств массовой информации признают, что новые модели Лада (Гранта и Ларгус) на порядок превосходят продукцию прошлых лет по качеству. Да и существующий модельный последовательность заметно "подтянулся", и Калины с Приорами остаются фаворитами в перечне предпочтений русских автолюбителей, отмечающих перемены качества к лучшему.
Ясно, что "чудо преображения" не произошло внезапно, а результат ежедневной усердной работы как на самом предприятии, где внедряются новые методики производства, снабжая лучшее уровень качества сборки, так и в совокупности поставок автокомпонентов. Поставщики комплектующих прошли через "сито" испытаний Альянсом Renault-Nissan, кто-то отсеялся, кто-то смог перестроиться на работу в новых условиях, а кто-то и вовсе есть новым персонажем в панели вазовских поставщиков.
Прогресс очевиден
Уже третий год на АВТОВАЗе трудится совместная работа по формированию поставщиков Common Supplier Quality and Supplier Development (CSQSD), созданная в рамках сотрудничества Альянса и тольяттинского автозавода Renault-Nissan весной 2010 года. Эта структура была призвана, максимально объединив ресурсы партнеров, развивать и повышать уровень качества поставщиков автокомплектующих в Российской Федерации.
Основной результат двухлетней работы работы – улучшение на порядок показателя качества автокомплектующих, поставляемых на сборочные линии АВТОВАЗа. Помимо этого, совокупность качества улучшилась у 76% всех поставщиков АВТОВАЗа, промышленные показатели доведены до интернационального уровня у 47% поставщиков.
При работе с поставщиками CSQSD деятельно применяет методики Альянса Renault-Nissan (такие как аудит ASES, что оценивает уровень совокупности обеспечения качества) и повышения конкурентоспособности и методики развития поставщиков (консалтинг, меры по понижению затрат, внедрение бережливого производства и инструментов качества).
По инициативе CSQSD начал работу еще один совместный проект, направленный на развитие качества – Академия Качества Альянса. Созданная годом ранее, эта структура уже совершила курс обучения по инструментам качества для практически 80 поставщиков, задействованных в проектах Альянса и Автоваза Renault-Nissan.
Учители Академии – эксперты АВТОВАЗа и Renault в Российской Федерации — прошли подготовку в Renault Consulting. Обучение ведется в соответствии с западными стандартами Альянса в области качества поставщиков и качества производства.
Варяги либо партнеры?
Отношение к зарубежным поставщикам, в особенности в среде российских производителей автокомпонентов всегда было настороженным – зарубежные варяги воспринимались как захватчики, претендующие на "кусок хлеба" в виде заказов с АВТОВАЗа. Но с ужесточением требований АВТОВАЗа к качеству поставок, для многих стало понятным, что без новых разработок и "ноу-хау", каковые уже отработаны у большинства мировых компонентщиков, выполнить новые требования будет очень сложно.
Тем более, что сам АВТОВАЗ главным условием выдвигает локализацию производства, один из вариантов которой – создание совместного предприятия с существующими русскими предприятиями по производству компонентов. Так, и зарубежные компании приобретают собственный гарантированный заказ и расширяют рынок сбыта, и отечественные компонентщики обретают инвестиции и новые технологии, и основной клиент АВТОВАЗ приобретает более качественные компоненты.
В итоге, конечно же, побеждает русский потребитель, приобретая более качественную и надежную Ладу. Схема более чем успешная.
По такому принципу в пуле поставщиков на новые модели Гранту и Ларгус показались многие СП. Это российско-германское СП "Eberspacher-АВТОВАЗагрегат" (Тольятти, выхлопные совокупности), СП "Фауресия" — Автокомпонент (подробности из пластика), начинает поставки испанская Эдша, поставившая оборудование в Тольятти (небольшая и средняя штамповка).
Собственный завод в Ульяновской области в 2012 году выстроит японо-германская Takata Petri, она будет поставлять совокупности безопасности на машины LADA Granta. Строится производство компании Valeo (Томилино, Нижегородская обл.; производство замков для дверей машин; они же будут поставлять АВТОВАЗу совокупности стеклоочистки (март 2012) и генераторы и стартёры (сентябрь 2012).
По оценке The Boston Consulting Group (BCG), из 40 наибольших глобальных производителей автокомпонентов у 22 уже имеется собственные предприятия в Российской Федерации, еще пара компаний изучают возможность создания тут собственных производств.
Мультибрендовый подход
В ближайшие два года АВТОВАЗ станет мультибрендовым производителем. Данной в осеннюю пору с нового конвейера B0 сойдут машины под брендом Nissan, а в 2013 году эта же линия станет местом производства машин под брендом Renault.
Эти машины будут иметь единую с Лада Ларгус платформу B0, которую АВТОВАЗ купил у Альянса в рамках соглашения о сотрудничестве. В 2012 году компания собирается выпустить более 700 000 машин и автокомплектов, а к 2017 году количества производства возрастут до 1,6 млн машин каждый год.
АВТОВАЗ в статусе мультибрендового производителя и с возросшими количествами выпуска дает дополнительные возможности для поставщиков комплектующих.
Так как с целью удешевления себестоимости производства концерн будет стремиться к локализации создаваемых моделей, соответственно и преимущество будет за теми зарубежными поставщиками, каковые смогут по максимуму локализовать выпуск компонентов. К примеру, не обращая внимания на то, что Лада Ларгус — по своим "корням" зарубежная модель, уровень локализации ее производства образовывает 62%.
Спустя год, в то время, когда на АВТОВАЗе будут производить и двигатели для данной модели, данный показатель составит 72%. Уникальные штампованные элементы будут производиться конкретно в Тольятти.
Остальные подробности, каковые подобны с моделью Renault Logan, будут поставляться компанией Альфа Аутомотив Технолоджис. на данный момент она их поставляет на автомобильный завод "Автофрамос" в Москве, где собирают Logan.
Планируется, что потом неспециализированные для АвтоВАЗа и Renault поставщики, будут снабжать подробностями все модели, созданные на платформе В0, каковые будут выпускаться на русских автозаводах.
Кстати говоря, и большие русские поставщики стремятся территориально быть поближе к автогиганту. хороший пример – недавнее открытие производственной площадки в Тольятти нижегородской Группы компаний "Автокомпонент" — давешнего поставщика АВТОВАЗа.
Инвестиции в проект уже составили порядка 400 миллионов рублей, и расширение производства не будет прекращено – до Января этого года планируется положить еще не меньше 500 миллионов. Новый завод "Автопласткомпонент" производит более 70 наименований продукции для машин LADA и Renault.
Создание таких производств – это еще и новые рабочие места. на данный момент на предприятии трудятся 135 человек, 134 из которых – тольяттинцы.
Возможности локализации
Риски при локализации, но, все же остаются. Прежде всего, отсутствие качественной сырьевой базы, недостаточное количество производителей комплектующих первого уровня — это мехобработка, штамповка, литье алюминия, стали, чугуна, литье пластика.
Не самую хорошую роль играется и постоянное увеличение цены энергоносителей. Но к тому же, процесс прихода мировых производителей компонентов и наращивание количеств выпуска у российских поставщиков длится.
В 2011 году количество русского рынка комплектующих вырос до рекордных $37,6 млрд, из которых 45% приходилось на первичный рынок — поставки автокомпонентов трудящимся в Российской Федерации автозаводам, а 55% — на вторичный рынок (запчасти для ремонта машин), причем первичный рынок продемонстрировал рост на 49% до $17 млрд. Эти цифры демонстрируют очевидную тенденцию.
Не обращая внимания на неоднозначную мировую экономическую конъюнктуру, рынок России остается одним из самые перспективных для инвестирования в сферу автокомпонентов и создания новых производств. Так как российский авторынок развивается и, по всем прогнозам, будет наибольшим к 2014 году.
В возможности в отрасли автокомпонентов будет трудиться до 150 компаний, как зарубежных, так и российских. В отрасль должно прийти, согласно расчетам Минпромторга, до 5 миллиардов долларов инвестиций, и в ней будут трудиться до полумиллиона человек.
ИС "Тольятти-Новости"