Против лома
Для автолюбителей смогут ввести новый налог. Платить придется не за сам факт владения авто, а за выбросы СО2 на протяжении езды.
Об неспециализированных правилах ухода от перехода и транспортного налога на экологический, что действует в Европе, минпромторг уже договорился с минфином, подтвердил "РГ" торговли министра и заместитель промышленности Алексей Рахманов. В подробности и сроки заместитель министра вдаваться не стал.
Сейчас в Российской Федерации 47 процентов машин старше 10 лет, подсчитали в министерстве, а средний возраст транспорта в стране — около восьми лет. По регионам обстановка очень неоднородна.
Пожалуй, один из самые насыщенных машинами федеральных округов — Дальневосточный. "В случае если забрать Владивосток, в том месте фактически тысяча машин на тысячу обитателей, другими словами любой житель имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка находится на высокой отметке: 82 процента авто старше 10 лет", — говорит Рахманов.
На таком фоне дальневосточного подержанного японского импорта европейская часть России в транспортном замысле обновляется более стремительными темпами. Воздействует на это и более высокая платежеспособность населения.
Рахманов обращает внимание на то, что не только возраст машин находится на высокой отметке, но и по экологическим классам добрая половина парка относится к категориям "Евро-1" и ниже. "Это в действительности формирует важную экологическую угрозу, в первую очередь для "миллионников", так как около 60 процентов выбросов в воздух в городах приходится на транспорт. Для контроля над экологической обстановкой в мегаполисах минпромторг предлагает вводить ограничения на сроки эксплуатации авто, прежде всего легкого коммерческого транспорта.
Вместе с тем Рахманов обещает учитывать позицию потребителей, каковые по различным обстоятельствам голосуют в пользу подержанных автомобилей. В случае если автомобиль экологичен, препятствий не будет, обещает он.
Но, по словам заместитель министра, в 2012 году в Россию уже ввезли около 40 тысяч ветхих иномарок. И на них мошенники умудрились взять сертификаты четвертого экокласса.
на данный момент в минпромторге разбираются с этими случаями.
Мнения опрошенных "РГ" специалистов в оценке "налоговой автореволюции" разделились. Одни уверены в том, что она излишняя. "Сейчас фактически каждая вторая эксплуатируемая в Российской Федерации машина (в мегаполисах кроме того чаще) — иномарка уже оснащена более "чистым" двигателем и требует заправки горючим высокого экологического класса", — говорит Марина Емельянцева, юрист компании "Налоговик".
К тому же налог на бензин класса 5 в 2014 году планируется взимать по ставке 5750 рублей за тонну, а за бензин, не соответствующий 3-му классу — 11 110 рублей, фактически в два раза больше. Что, конечно, отразится на розничной цене и будет стимулировать автовладельцев пересаживаться на более экологически чистые авто.
Да и по большому счету, говорит Емельянцева, еще ни одна реформа в системе налогооблажения не приводила к значительному понижению фискального бремени, и в полной мере быть может, что эта замена одного налога на другой лишь увеличит нагрузку на автовладельцев. А с учетом русских расстояний приведет к раскрутке инфляции.
И в любом случае ударит по семьям с маленькими доходами.
Не следует переживать раньше времени, рекомендует специалист проекта "Публичная Дума" Сергей Литвиненко. Для перехода на экологический налог, согласно его точке зрения, потребуется как минимум 5-7 лет.
И ряд требований для обновления автопарка. "Германия, к примеру, делала скидки тем, кто менял ветхие автомобили на новые и экологичные", — напоминает Литвиненко. Так что до тех пор пока неизвестно, проиграют автолюбители либо победят.
Механизм замены пока не понятен, но новый налог не будет вводиться с целью уменьшения другого, исходя из этого для расчета размера ставок налоговое бремя точно будет увеличено, считает он. Гипотетически специалист "РГ" вычислил, что размер налога может вырасти в 10-15 раз.
К примеру, при ставке транспортного налога в 5 рублей обладатель автомобиля "ВАЗ 2107" с мощностью двигателя 74 л. с. заплатит в год 370 рублей (5 рублей (налоговая ставка) Х 74 л.с. Х (12 /12) = 370 рублей), приводит он пример. "Представим, что размер экологического налога будет равен загрязнению на 1 км, умноженному на ставку и на неспециализированный выброс за год.
Кроме того в случае если обладатель недорогой легковушки проедет за год тысячу км и выкинет на любой из них 200 граммов СО2, а ставка налога будет равна 0,5 рубля, тогда он заплатит 100 тысяч рублей. А скорее всего, он проедет больше, тогда и налог будет намного выше", — говорит Литвиненко.
Согласно его точке зрения, стране необходимо будет предусмотреть последовательность льгот для тех, у кого минимальные выбросы. Поддержать и производителей горючего "Евро-3" и "Евро-4".
В Германии, к примеру, льготная норма — в случае если автомобиль выделяет меньше 120 граммов CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Но данный лимит будет каждый год понижаться: в 2012 году максимально разрешенный "бесплатный выброс" немцы опустили до 110 граммов на километр, а в 2014-м — уже до 95.
Такая совокупность поощряет производство и покупку более экологичных машин. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов: имея достаточно замечательный автомобиль, они платят совсем маленькие налоги.
При разработке закона следовало бы предусмотреть переходный период для тех, кто не в состоянии будет перейти на эксплуатацию более "здорового" топлива, настаивает Марина Емельянцева. Должны быть установлены различия для тех, кто применяет собственный автомобиль лишь для личных потребностей и ездит довольно немного, продолжает специалист, и для тех, кто возит грузы либо пассажиров, наматывая по 100 тысяч километров за год.
Лучше по большому счету пойти вторым методом, рекомендует Ирина Парулева, консультант по налогообложению и бухгалтерскому учёту аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа". Экологическим сбором, предлагает она, лучше обложить производителей "вредных" для внешней среды транспортных средств, а не население, тогда новый налог будет стимулировать "выбывание" ветхих машин из оборота, но не ударит по людям.
минусы и Плюсы нового налога
на данный момент все платят одинаково независимо от того, как довольно часто пользуются автомобилем, а с введением экологического налога те, кто ездит редко (к примеру, на дачу и обратно), будут платить меньше. Это плюс.
Случится вынужденное обновление парка на машины с лучшей меньшими выбросами и топливной экономичностью СО2. Автопрому нужно будет подстраиваться под новые нормы, уменьшая массу транспортных средств при разработке авто следующих поколений, имеющих сниженные либо "нулевые" выбросы СО2.
Значит, шаги к прогрессу будут делаться намного стремительнее и покажется стимул для инноваций. Это также плюс.
А вот это уже, согласно точки зрения специалистов "РГ", минусы: уровень судьбы населения далек от европейского, на что данный налог вычислен, значит, его бремя упадет на более бедные слои населения, каковые не смогут обновить собственные автомобили, а обеспеченные автолюбители окажутся фактически высвобожденными от налога. Тогда получается, экологический налог станет налогом на бедность.
И еще нужно будет менять автомобильный парк национальных работ учреждений (поликлиник и т.п.), на что потребуется много бюджетных денег.
«Русский газета»