«Рост курса рубля – не повод снижать цены»
Продажи новых автомобилей в Российской Федерации продолжают быстро падать. В марте авторынок упал сходу на 42,5%, что стало рекордным обвалом за последние пять лет.
У некоторых больших марок снижение спроса достигло практически десятикратного уровня, а улучшение продаж демонстрируют лишь премиум-марки, спрос на каковые в кризис, в большинстве случаев, остается стабильным. Специалисты расходятся во мнении относительно сроков улучшения обстановки.
Российский авторынок, не обращая внимания на постепенную стабилизацию экономической обстановке, продолжает быстро сжиматься. Согласно данным Комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в марте в Российской Федерации были реализованы 139 850 новых легковых и легких коммерческих машин (LCV), что на 42,5% ниже, чем в марте 2014 года.
Неспециализированные продажи за три месяца 2015-го чуть лучше, вместе с тем очень неутешительны – всего 383 691 автомобиль, это практически на 220 тыс. меньше прошлого года (-36,3%).
«Продажи в марте были нехорошими, но не намного хуже, чем ожидалось, – высказался по поводу результатов отчета глава комитета производителей машин Йорг Шрайбер. – То, что мы на данный момент видим в статистике, в далеком прошлом предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными приобретениями в конце прошлого года и дополненный большим повышением цен в начале этого года. Непременно обстановка стабилизируется, но это время еще не пришло».
Двумя главными факторами, обвалившими российский авторынок, стали ажиотажный спрос в прошлом декабре, в то время, когда по окончании обвала рубля клиенты ринулись в автосалоны, и происходивший на этом фоне стремительный рост цен на новые автомобили.
В это же время до тех пор пока кризис на авторынке, уже повлекший как уход с рынка последовательности зарубежных производителей, так и масштабные сокращения на фабриках, все же не дотягивает до масштабов финансового кризиса 2008–2009 годов.
Так, по результатам 2009 года продажи опустились ниже отметки в 1,5 млн машин, сократившись на 49%. Тогда обстановку удалось выправить посредством последовательности протекционистских мер, а также увеличения ввозных пошлин на новые иномарки на 25%.
Кроме этого были запущены стимулирующие программы утилизации ветхих машин и льготного автокредитования. Вместе с миллиардными кредитами госбанков наибольшим отечественным производителям это разрешило не только поддержать отечественный автопром, но и в недалеком будущем поднять продажи – в 2010 году они выросли сходу на 30%.
на данный момент государство кроме этого выделяет солидные средства на поддержку автопрома, вводит подобные стимулирующие программы, но стремительного результата эти меры пока не дали.
Мартовский антирекорд
Темпы падения рынка в марте были еще выше, чем в феврале, в то время, когда рынок просел практически на 39%. Среди всех больших производителей машин только две марки продемонстрировали в марте хорошие итог – Lexus (+29%) и Porsche (+27%).
Но, у обеих марок количества реализации малы, а фавориты продаж появились в глубоком минусе.
Больше всех в марте реализовал «АвтоВАЗ» – 27,4 тыс. автомобилей, что на 26% меньше, чем годом ранее. На фоне соперников показатели отечественного автогиганта довольно хороши – в первой десятке только у идущего на втором месте Hyundai (-15%) и на 10-м месте Mercedes динамика была лучше (-3%).
Корейский бренд смог реализовать 13 901 машину, сумев обойти еще одну марку, входящую в корпорацию Hyundai, – Kia (12 121 ед., -32%). Следом в первой десятке расположились Toyota (-34%), Renault (-43%), Nissan (-51%), Volkswagen (-57%), Skoda (-41%), «ГАЗ» (-32) и уже упомянутый Mercedes.
У большинства известных компаний итог оказался и вовсе катастрофическим. У Peugeot, Citroen, Suzuki и уходящего с русского рынка Опель продажи упали практически в пять раз. Германскому бренду не помогла кроме того распродажа моделей 2014 года с солидной скидкой в 25%.
Особняком стоит японская Honda, у которой продажи упали более чем на порядок. В марте марка реализовала всего 220 автомобилей, а годом ранее – 2376.
Среди конкретных моделей фавориты не изменились – Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio. Наряду с этим фавориту рейтинга за счет разных льготных программ практически удалось сохранить прошлогодний итог, реализовав 12 438 автомобилей (на 520 меньше, чем годом ранее).
Продажи идущей на пятом месте модели Lada 4×4 кроме того выросли на 208 автомобилей, достигнув отметки в 3893 единицы. В первой десятке хуже всех «просел» Renault Duster, чьи продажи упали более чем вдвое (3148 автомобили в марте).
В топ-25 моделей прекрасный результат продемонстрировал Nissan X-Trail, чьи продажи выросли до 2363 автомобилей (+508 единиц). Возросший спрос разъясняется рестайлингом кроссовера, заметно облагородившего его наружность.
Три провальных месяца
Итоги продаж за три месяца были незначительно лучше мартовских. На первом месте с громадным отрывом от соперников идет бренд Lada (68 554 ед., — 25%).
Практически на 30 тыс. реализованных автомобилей отстала от него марка Hyundai (39,8 тыс., -4%), сумевшая отодвинуть на третью строке Kia (36 тыс., -15%).
У их преследователей дела обстоят еще хуже. У Toyota спад продаж в текущем году составил 31% (24 тыс. ед.), у идущих на 5–6-м месте Renault и Nissan по 41%.
Среди всех брендов показывать рост продаж до тех пор пока удается только Mercedes (11 341 машина, +9%), Lexus (4002, +19%) и Porsche (1095 ед., +54%).
Самые нехорошие показатели демонстрируют «американцы» Ford (-71%) и Шевроле (-72%), «французы» Citroen (-78%) и Peugeot (-80%). Похожие цифры показывает китайская Черри (-78%).
Плачевный итог упомянутых брендов в первую очередь связан с их ценовой политикой – цена машин в каждом сегменте была неконкурентоспособной.
Хуже всех дела обстоят у Honda: — 87% и всего 856 реализованных автомобилей вместо 6789 годом ранее. Кроме того у таковой сугубо премиальной марки, как Porsche, продажи были лучше – такую обстановку возможно представить на данный момент лишь на русском рынке.
Уступила Honda и таким традиционно не самым востребованным маркам, как Fiat, Suzuki, Volvo и последовательности вторых. Обстановку может исправить рестайлинг популярного кроссовера CR-V.
Обновленная версия вот-вот покажется на русском рынке.
Среди конкретных моделей итог за три месяца схож с мартовским. Триумвират из Granta, Solaris и Rio с уверенностью занимает лидирующие места и в скором будущем вряд ли сдаст собственные позиции.
В топ-10 был дебютант русского рынка седан on-Do от возрожденной японской марки Datsun. Всего было реализовано 8061 единица. Автомобиль производится на мощностях «АвтоВАЗа» и может похвалиться дешёвой ценой.
В топ-25 рост продаж за три месяца демонстрирует лишь Lada 4×4 и сравнительно не так давно обновленная Toyota Camry.
Директор дилерских центров Mercedes-Benz ГК «Рольф» Ольга Петрова уверен в том, что апрель может стать переломным для авторынка месяцем. «Не смотря на то, что цены на машины увеличиваются, клиенты уже привыкают к той мысли, что машины стали стоить дороже, и перестают откладывать ответ о покупке, – поведала «Газете.Ru» Петрова. – Помимо этого, программу льготного кредитования потребители восприняли позитивно, не смотря на то, что многие сожалеют о том, что цена получаемого по льготной кредитной ставке автомобиля ограничена миллионом рублей. Еще одно событие, которое заставляет автовладельцев поменять машины на новые, – заградительные стоимости тарифы и рост запчастей по каско для «возрастных» автомобилей».
Начальник аналитического отдела агентства «Автостат» Андрей Топтун считает, что переломный момент на авторынке в скором будущем не наступит. «Мы прогнозируем падение продаж за весь год на уровне 40%, – поведал «Газете.Ru» Топтун. – Полагаю, что в апреле-мае рынок уже не будет ощутимо падать, но останется приблизительно на том же уровне, что и в марте месяце».
Специалист кроме этого подчернул, что, не обращая внимания на упрочнение рубля, потребители вряд ли дождутся обозримой перспективе понижения производителями машин цен на новые автомобили.
«Компании повышали цены непропорционально тому, как падал курс рубля относительно доллара и евро. Исходя из этого сейчас они еще долго будут пробовать отыграть это падение, так что рост курса рубля – не предлог снижать цены на автомобили.
Единственное, на что смогут рассчитывать клиенты, это скидки на отдельные неходовые модели либо дорогие непопулярные комплектации машин», – пояснил собеседник.
«Газета.Ru»