Сервисы на перепутье (motorpage.ru)
Расхожая фраза о том, что кризис – время возможностей, в особенности честна в отношении фирм авторемонтного бизнеса. Изменение спроса в сфере обслуживания автомобилей открывает громадные возможности тем, кто осознал, что на данный момент вправду необходимо клиенту.
Как мы знаем, что во всем мире автобизнес получает больше не на продажах новых автомобилей, а на их обслуживании. Вот и в Российской Федерации финансовые потоки от реализации новых машин примерно такие же, как от комплектующих и продажи запчастей (22–25 миллиардов долларов в год).
Причем количество рынка одних лишь одолжений по ремонту и сервису образовывает практически треть от данной суммы. Другими словами, обслуживания и рынка совокупный объём запчастей авто значительно превышает размеры рынка новых автомобилей.
Наряду с этим кризис, что обрушил спрос на новые автомобили, наверное, не столь губителен для рынка авторемонтных одолжений. Более того, по некоторым подсчетам, он кроме того растет.
Обстоятельства кроются в элементарных законах физики, каковые показывают, что любое транспортное средство в ходе эксплуатации требует ремонта и обслуживания: люди используют ветхую технику, нуждающуюся в более активном сервисном обслуживании. Да и тот факт, что кроме того при падении продаж новые автомобили выезжают из автосалонов (и их не меньше 1 млн в год), также остается причиной, стимулирующим развитие одолжений.
Другими словами, в пользу ремонтников играется и рост автопарка, и процесс его старения.
Вывод специалиста
Николай Янковский, начальник группы развития сети «Бош Авто Сервис» в Российской Федерации
Сравнительно не так давно мы совершили изучение, которое продемонстрировало, что на данный момент в Российской Федерации автосервисов в 2,5 раза больше, чем это необходимо рынку. Соответственно, тот, кто не сможет подстроиться под нынешние условия, не выживет.
В данной связи возможно прогнозировать, что будут развиваться большие компании, владеющие компетенциями в сложном и квалифицированном ремонте. Кроме этого останутся на плаву мелкие мастерские, каковые за счет работы в теневом (с позиций налогов) секторе начнут предлагать несложные услуги по низким стоимостям.
Средние же СТО будут уходить с рынка, в случае если государство продолжит не подмечать данный сектор одолжений. Кстати, на данный момент происходит переоценка автосервисного маркетинга как такового. Так как первый визит клиента, в большинстве случаев, убыточный.
К примеру, в Москве на каждого нового клиента тратится приблизительно 2500 рублей в рекламе. Наряду с этим стало ясно, что стационарная не приносит результата – до тех пор пока автомобиль исправен, баннер либо билборд, приглашающий в сервис, никому не занимателен.
В сети «Бош Авто Сервис» имеется примеры, в то время, когда новых клиентов приводит из тех мест, куда люди ходят довольно часто – магазинов, фитнес-центров, спа-салонов. Другими словами, автобизнесу имеет суть кооперироваться с другими отраслями.
Однако настроение в этом сегменте рынка отнюдь не немного поднятое. Дело в том, что целый авторемонтный бизнес в Российской Федерации на данный момент переживает важную изменение спроса на собственные услуги, и выживет далеко не все.
Официальные, свободные и теневые
Статистика также подтверждает тот факт, что спрос на сервисные работы увеличивается. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2012 году количество рынка (не учитывая продажи запчастей) составлял около 300 млрд рублей, а в прошлом превысил отметку в 500 млрд.
Другими словами, за три года рынок увеличился более чем в полтора раза (см. график 1). А по результатам 2016-го обещает увеличиться еще, как минимум, на 15–20%.
Наряду с этим самыми прибыльными одолжениями для авто являются автомойки (они принесли своим обладателям в ушедшем году 121 млрд рублей), потом идет кузовной ремонт (116 млрд) и шиномонтаж (23 млрд, см. график 2). Что же касается общего количества сервисных станций, то, согласно данным «Автостата», их в стране насчитывается около 50 тыс.
Из них 9% – официальные дилеры, 33% – свободные СТО и 58% – узкоспециализированные фирмы (автомойки, тюнинг-ателье, станции по кузовному ремонту, электрики, двигателей).
Но в случае если количество официальных дилеров уступает числу свободных СТО, то по выручке эти два главных типа игроков рынка примерно равны: в среднем по стране свободные станции по показателям доходов только ненамного обгоняют «официалов», а в некоторых регионах (к примеру, в Москве) совокупная выручка авторизованных сервисов кроме того выше.
Помимо этого, как раз в авторемонтном бизнесе высока часть так называемых гаражных одолжений, предоставляемых теневыми мастерскими, где трудятся нигде не зарегистрированные механики. По оценкам «Автостата», количества для того чтобы рода одолжений, и работ самих автовладельцев по ремонту собственных автомобилей достигают порядка 140 млрд рублей.
Вывод специалиста
Алексей Шипулин, старший вице-президент по формированию телематики Meta System
В кризисное время вдохнуть новую судьбу в бизнес автосервисов смогут новые разработки, скажем, телематика. Они позволяют реализовать лояльности и персональные программы обслуживания и оптимизировать процесс сотрудничества с клиентами.
Телематические разработки разрешают настраивать особые мобильные приложения, и предприятие приобретает возможность online-коммуникации со собственными клиентами. Телематическое оборудование, установленное в автомобиль, разбирает манеру управления им и разрешает удаленно диагностировать, какие конкретно подробности в транспортном средстве вышли из строя, либо давать предупреждение важные поломки, заблаговременно приглашая автолюбителя на ремонт.
Представьте звонок: «Хороший сутки! Сцепление на вашем автомобиле выйдет из строя через тысячу километров, рекомендуем заменить его в ближайшие 14 дней. В то время, когда вам комфортно подъехать в сервис?» Сообщите, фантастика?
Отнюдь, это действительность, которая обширно распространится у нас в ближайшие пять – десять лет.
Удар по «официалам»
Разумеется, что сегодняшний кризис особенно больно бьет как раз по станциям обслуживания официальных дилеров. Во-первых, снизились продажи новых автомобилей, а их регулярное ТО постоянно являлось жирным куском в сервисном пироге «официалов».
Но основной удар по ним причиняет рвение клиентов экономить. Прошли те времена, в то время, когда автовладелец, отдавая ключи мастеру-приемщику, не особенно волновался о счете.
Сейчас он вчитывается в каждую строчок сметы – и, приходя в кошмар от сумм, разворачивается в направлении свободных станций.
Само собой разумеется, ценовую доступность ремонта и обслуживания у авторизованных дилеров очень сильно подрывает пресловутый вопрос необходимого применения уникальных запчастей, на котором настаивает компания-производитель, заинтересованная в их реализации. Но из-за нынешнего курса валют расходные материалы и оригинальные запчасти стали весьма дороги, и сейчас клиент, жадно вцепившись в кошелек, охотнее разглядывает вариант приобретения запчастей от других производителей.
Либо подержанных подробностей: говорят, на данный момент их все чаще предлагают кроме того на некоторых СТО премиальных марок. Но, не только из-за «уникального» вопроса с запчастями клиенты уезжают от «официалов».
Скорее, большая часть из таких сервисов попросту опоздало перестроить собственные бизнес-модели в соответствии с новой действительностью.
Вопрос доверия
Что же делать в этих условиях авторемонтному бизнесу? Очевидный закон любого предприятия – предоставлять высокий уровень качества за дешёвые деньги – на данный момент очень актуален для этого рынка.
Тот, кто сможет поумерить аппетиты и наряду с этим скоро и как следует начнёт осуществлять ремонт машин, точно не только переживет тяжёлые времена, но и нарастит клиентскую базу.
Само собой разумеется, фирмам стоит расширять спектр одолжений, предлагая новые сервисы. К примеру, большие станции сейчас деятельно практикуют следующий подход: клиент приезжает лишь поменять масло, и, пока машина оформляется, мастер кузовного цеха ее осматривает и, подмечая, скажем, маленькие сколы либо царапины, предлагает скоро и по привлекательной цене их устранить.
Довольно часто такие вещи выясняются востребованными.
Но, пожалуй, основное, за что на данный момент необходимо бороться автосервисам – доверие клиентов. То же агентство «Автостат» совершило любопытное изучение: двум тысячам обладателей автомобилей различных марок был задан вопрос, как они доверяют работе автосервисов.
Ответы поразили – более половины опрощеных (56%) объявило, что при посещении СТО у них имеется значимые опасения, среди которых: «меня введут в заблуждение и навяжут дополнительные работы» (64% от всех опасений), «будут установлены некачественные подробности» (42%), «заменят качественные подробности моего авто на изношенные» (36%) и пр.
Недоверие клиентов к сервисам остается острой проблемой авторемонтного бизнеса. Увы, случаи разводов и «обмана» на СТО и в мастерских вправду распространены.
И в этих сложных условиях кризиса победят те игроки рынка, каковые кроме качества работ по приемлемой цене смогут выстроить с клиентами по-настоящему доверительные отношения.
Алексей Грамматчиков, редактор издания «Специалист»
MotorPage.ru