Утилизация всей страны

В первых числах Ноября организован реестр автозаводов, принявших на себя гарантии утилизации машин и исходя из этого высвобожденных от уплаты утилизационного сбора. По плану правительства сбор обязан обезопасисть отечественных производителей в условиях вступления страны в ВТО и стать стимулом для развития утилизационных фирм.

До тех пор пока, признают участники рынка, инфраструктура для утилизации в Российской Федерации "минимальна". До конца не выработаны и требования, как обязана проходить утилизация.

Но за автопромом обезопасисть собственные рынки с ее помощью уже желают вагоностроители и производители сельхозтехники.

Автомобильные заводы раскидывают сети

К началу ноября производители машин отчитались перед Минпромторгом о созданной ими по всей стране сети пунктов, куда автовладельцы смогут сдавать машины для утилизации. По плану государственныхы служащих это первый ход к созданию в стране масштабной инфраструктуры по утилизации ветхих машин, практически новой отрасли.

Пункты показались в беспрецедентно маленькие сроки – в случае если на большинстве мировых авторынков такие сети формировались годами, то российские производители машин смогли создать ее всего за пара месяцев.

Обстоятельством стало введение в сентябре утилизационного сбора для защиты внутреннего рынка от падения пошлин на машины по окончании присоединения России к ВТО. Но, в профильных ведомствах сбор прежде всего растолковывают борьбой за безопасность и экологию перемещения.

Сбор платят все импортеры машин, эти средства отправятся на утилизацию ввезенной автомобили. Автомобильные концерны, трудящиеся в Российской Федерации, смогут сбор не платить, а просто дать гарантии утилизации: организовать "на территории каждого субъекта, а также в каждом поселении, муниципальном округе с численностью населения 500 тыс. человек и более" прием машин, подлежащих утилизации.

Размеры утилизационного сбора для новых легковых автомобилей составляют 17,2-110 тыс. руб., подержанных – 106-700,2 тыс. руб. Для новых грузовиков он образовывает 75-450 тыс. руб., для подержанных – от 132 тыс. до 1,7 миллионов рублей.

Собеседники "Ъ" среди производителей машин признают, что "создать сеть пунктов приема в столь маленькие сроки было сложно", особенно в регионах, где парк мал. "Сеть создавалась прежде всего на базе дилерских центров, каковые дали согласие взять на себя функцию приема ветхих автомобилей",– говорит один из источников "Ъ". "В некоторых регионах, на Чукотке к примеру, удалось создать лишь один пункт, что трудится на все торговые марки",– говорит начальник проектов компании "Соллерс" по формированию утилизации машин Георгий Голенев.

Но забрать автохлам у обладателя – это только первый этап, больше сложностей со шредерованием автомобиля и переработкой его компонентов. "Минимальная инфраструктура по утилизации машин в Российской Федерации до тех пор пока создана только в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Наряду с этим в целом по стране имеется всего девять фирм, каковые смогут всецело шредеровать автомобиль, мощности по переработке шин и аккумуляторов в десятки раз меньше прогнозируемых потребностей",– отмечает господин Голенев.

Он выделяет, что по отдельным группам компонентов, таким как пластики и стекло, мощностей по переработке практически нет. В "Соллерсе" говорят, что при развитии утилизационной сети будут учитываться "региональные изюминки".

К примеру, в компании уверены в том, что на Дальнем Востоке "нет экономического смысла строить мощности для полного шредерования, в том месте машины несложнее спрессовать", а центры по глубокой переработке стекла, пластиков, резины, отработанных других материалов и масел по большому счету лучше централизовать на уровне федеральных округов.

Еще более проблемная обстановка c грузовиками. "Сложности смогут появиться у зарубежных производителей грузовиков, каковые локализовали производство в Российской Федерации, потому, что разделка тяжелого грузовика требует громадных затрат и усилий если сравнивать с легковым",– думает один из собеседников "Ъ". Отечественным производителям несложнее – к примеру, у КамАЗа уже имеется утилизационные мощности. "До 2009 года у КамАЗа была программа Trade-in, в рамках которой ветхие грузовики утилизировались в Набережных Челнах, она будет задействована снова и расширена",– пояснили в компании.

КамАЗ рассчитывает утилизировать в Набережных Челнах грузовики, каковые будут сдавать в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, а "в более отдаленных регионах принимать участие в создании новых утилизационных мощностей".

Неприятности с мотивацией

До тех пор пока технические параметры того, как обязана производиться утилизация, до конца не установлены – соответствующий техрегламент покажется, вероятнее, только к 2015 году, потому, что до тех пор пока ни профильные ведомства, ни производители машин не ожидают громадного количества утилизации. Георгий Голенев уверен в том, что главный количество машин, за каковые был уплачен утилизационный сбор, начнет поступать в пункты утилизации "приблизительно через пять-шесть лет", до этого, вероятнее, сдавать в утилизацию будут лишь аварийные машины.

Утилизация всей страны

Автопарк в Российской Федерации достаточно ветхий, согласно данным "Автостата", на данный момент он на 22,7% складывается из машин старше 20 лет (см. диаграмму). Возможно этими автомобилями имели возможность бы быть загружены утилизационные мощности на ближайшие годы, но, согласно точки зрения производителей машин, стимулов сдавать ветхие автомобили в утиль практически нет.

Но, Минпромторг действительно взялся за проработку аналогичных мер, предлагая "скорректировать" ставки транспортного налога и ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля и экологического класса, и сократить предельный срок эксплуатации коммерческого транспорта. Но пока согласовать эти меры не удалось.

Не утверждены и меры помощи утилизаторов. В "Соллерсе" ожидают, что "в скором будущем правительство должно будет определиться с порядком субсидирования утилизаторов".

По оценкам компании, только в 2013 году на развитие совокупности пригодится 14,5 млрд руб. Собрать средства за счет утилизационного сбора реально – по предварительной оценке ФТС, количество поступлений в бюджет от сбора за первые полтора месяца его действия (на 17 октября) составил около шести миллиардов руб.

Второй вопрос в том, где будут аккумулироваться деньги и как распределяться,– согласно данным источников "Ъ", обсуждаются варианты создания фонда либо оператора, что будет заниматься распределением собранных денег.

Спрос из хлама

Утилизация еще в кризис продемонстрировала себя как действенная мера помощи рынка. В 2010-2011 годах государственная программа, по которой автовладельцы при сдаче ветхого автомобиля приобретали грант в 50 тыс. руб. на приобретение нового, остановила падение продаж АвтоВАЗа. "В то время, когда перед отечественными производителями машин по окончании присоединения к ВТО показалась угроза понижения пошлин прежде всего на подержанные машины, утилизационный сбор стал самой приемлемой мерой защиты рынка, потому, что он разъясняется как раз защитой экологии и де-факто не противоречит правилам ВТО",– вычисляет Михаил Пак из "Атона".

Утилизационный сбор уже в сентябре разрешил снизить импорт машин в Россию, в первую очередь грузовиков, потому, что ставка сбора на них выше, чем на легковые. Согласно данным ФТС, в октябре импорт грузовиков (включая LCV) из Китая упал на 93% до 105 штук, из Германии – на 17% до 1087 штук, из Франции – на 14% до 310 машин.

Снизился и импорт автомобилей : с Украины – на 67% до 1,1 тыс. автомобилей, из Кореи – на 42% до 3,5 тыс. машин, из Японии – на 25% до 22,8 тыс. автомобилей, из Германии – на 17% до 10,3 тыс. машин.

Утилизацией решили воспользоваться и другие машиностроители, к примеру производители сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники. Спрос на отечественную сельхозтехнику начал падать еще весной на фоне ожиданий понижения пошлин по окончании присоединения России в ВТО.

Закон о введении утилизационного сбора был внесен в государственную думу в июле. Предлагаемые ставки для новой сельхозтехники составляют 60-450 тыс. руб., для лесозаготовительной и дорожно-строительной – 80-525 тыс. руб., для ветхой сельхозтехники – 150-675 тыс. руб., для дорожно-строительной – 175-787,5 тыс. руб.

Но против сбора выступило Минэкономики, и он до сих пор обсуждается.

Вагоностроители также попросили ввести утилизационный сбор, дабы защититься от импорта с Украины. В один момент предлагается запустить масштабную программу утилизации вагонов, дабы поддержать спрос.

Глава "Уралвагонзавода" Олег Сиенко говорил в интервью "Ъ" 5 сентября, что предлагает "привязать" утилизацию "строго к производителю" и ввести утилизационный грант за ветхий вагон на уровне 10-15% цены. Источники "Ъ", привычные с обстановкой, говорят, что мысль утилизации вагонов еще согласуется с профильными ведомствами, но главные ее параметры смогут быть утверждены до Января этого года.

"Без введения сбора при поставке вагонов с Украины, запрета на продление срока работы вагонов в сочетании с предоставлением "утилизационного гранта" большая часть русских вагонных фабрик окажется на грани банкротства в 2013-2014 годы",– думает генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он растолковывает это опережающим ростом цен на большое другие комплектующие и вагонное литьё, что обусловил понижение в 2011-2012 годах EBITDA вагоностроителей, не имеющих других производства комплектующих и собственного литья, до отметки 100 тыс. руб. и менее на вагон на фоне высокой долговой нагрузки. "В 2013 году вагоностроители попадают в ценовые клещи – цены на грузовые полувагоны в Российской Федерации уже ниже 1,9 миллионов рублей. и в 2013 году смогут упасть ниже 1,7 миллионов рублей., а у украинских фабрик меньше долги, и в 2011 году за счет стабильных поставок литья по разумным стоимостям они продемонстрировали EBITDA 400-500 тыс. руб. на вагон",– отмечает специалист.

Утилизационные программы смогут быть запущены кроме того в отношении самолётов и судов. К примеру, "формирование стимулов для ускоренной утилизации судов речного и рыбопромыслового флота" предусмотрено государственной программой развития судостроения.

В госпрограмме развития авиапрома идет обращение об утилизации самолетов "в целях обновления парка".

«Коммерсант»

Утилизация биологических отходов. Утилитсервис


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: