Женский интерес
Уже второй год производители машин пробуют добиться возвращения прироста продаж новых автомобилей в Российской Федерации. Думается, испробованы все дешёвые методы, но рынок слабо реагирует на эти упрочнения.
Где же еще возможно скрыт потенциал роста?
Противостоять негативной экономической конъюнктуре оптимальнее удается премиальным маркам: их клиенты располагают накоплениями и могут предъявить спрос кроме того в таких непростых условиях. Не смотря на то, что и в этом сегменте автомобильного рынка уже возможно подметить понижение интереса клиентов к расширению и обновлению собственного автопарка.
Тяжелее же всего приходится производителям машин в бюджетном и среднем ценовых секторах. С одной стороны, экономическая обстановка так же, как и прежде вынуждает корректировать цены на автомобили в сторону увеличения.
С другой – цена транспортных средств меньше соответствует возможностям потребителей. Не оказывает помощь кроме того рост количеств автокредитования: в конце 2013 г. – начале 2014-го практически 50% новых машин продавалось в долг, в то время как еще недавно таких сделок было не более 40%.
Но и наращивание количеств кредитования не удержало рынок от понижения.
В следствии В первую очередь 2014 г. мы замечали одновременно и аккуратное, практически стыдливое (по чуть-чуть, но много раз) увеличение стоимостей многими брендами, и остановки производства на российских автомобильных фабриках, и переход некоторых марок к работе с дилерами по новой схеме (обращение о том, что автомобили поставляются не по квоте на определенное количество, а по факту предзаказа – какое количество клиенты заказали, столько и будет поставлено). К лету у кого-то начали сдавать нервы, и, не обращая внимания на массовые заверения в начале года, что больше стимулировать спрос скидками запрещено (дескать, и без того трудимся практически без прибыли), снова стали появляться объявления о понижении стоимостей.
По всей видимости, производители машин убедились в неэффективности всех других способов привлечения клиентов в салоны дилеров.
Само собой разумеется, это снова как раз скидки, а не понижение базисной цене автомобиля в прайс-странице. Но, сохранять надежду, что компании признают собственные цены завышенными и откажутся от предстоящего их повышения хотя бы в среднесрочной возможности, было бы через чур наивно.
Притом что мы (и не только мы) много раз говорили о необходимости смены дилеров поведения и стратегии автопроизводителей на русском рынке, о расширении направлений деятельности, талантливых обеспечить дополнительный доход и, быть может, компенсировать не хватает высокую прибыль при продаже новых машин. Равно как и о сокращении издержек, оптимизации логистики и т.д.
Я не могу заявить, что совсем ничего не изменяется: российский рынок эволюционирует, мировые торговые марки неспешно начинают использовать у нас те маркетинговые-стратегии и бизнес модели, каковые десятилетиями отрабатывались на рынках Европы и США. Появляются и новые инструменты, расширяющие возможности людей для приобретения автомобиля.
Так, открытием 2014 г., вероятнее, станет появление лизинга для физических лиц. До тех пор пока такую услугу предлагает только пара компаний, но, думаю, не так долго осталось ждать их будет пара десятков.
И пускай до тех пор пока данный лизинг не столь удачен для клиентов, как, скажем, в Соединенных Штатах, но, в итоге, это только вопрос времени и предстоящего развития.
Но имеется, на мой взор, и другие направления, в рамках которых продавцы и поставщики машин имели возможность бы кроме того в этих тяжелых условиях отыскать дополнительный ресурс спроса на русском рынке. Одно из этих направлений – поиск новой потребительской аудитории.
В одном из прошлых номеров “Автопанорамы” мы говорили, что рынок достиг точки насыщения. Это направляться из сопоставления уровня автомобилизации, неспециализированной численности машин в Российской Федерации, демографической ситуации, и экономических и инфраструктурных факторов.
Обязан признать, тогда я потерял из виду один серьёзный нюанс, о котором следовало бы поболтать. Дело в том, что, согласно данным разных статистических агентств, большинство водителей и автовладельцев в Российской Федерации – мужчины.
В это же время из года в год в стране делается все больше дам, приобретающих водительские права. Сейчас как раз они составляют 70% выпускников автошкол.
Ежегодно дам с правами в Российской Федерации делается примерно на 700 тыс. больше, но далеко не все из них после этого выясняется за рулем. Водят автомобиль в Российской Федерации только 3,6–3,8 млн женщин.
Другими словами из 36 млн легковых автомобилей, входящих в отечественный автопарк, лишь около 10% управляются дамами. Потенциальных же водителей-дам значительно больше.
К примеру, в Соединенных Штатах соотношение женщин и мужчин за рулем 40:60, причем не в пользу первых. В Европе недавно было достигнуто равновесие – 50:50, не смотря на то, что до этого мужчин за рулем было чуть больше.
Но с позиций отношения к распределению и автомобилю мужских и женских ролей в обществе Европа всегда была более традиционна и консервативна, чем Америка. Российская Федерация, конечно же, еще более патриархальна: у нас соотношение 20:80, да да и то в случае если делать выводы только по выданным водительским удостоверениям, а не по факту нахождения человека за рулем.
В случае если мы попытаемся оценить число дам за рулем в больших городах страны, нам нужно будет выходить на улицу и заниматься независимыми подсчетами, потому, что какую бы то ни было готовую статистику тут отыскать сложно. Как раз таковой опыт, не требующий большое количество времени, я и совершил.
Статистика оказалась следующей: в 28 из 100 автомобилей, проехавших мимо меня по Третьему транспортному кольцу в Москве, на водительском месте были дамы.
Само собой разумеется, на таковой итог нельзя опираться как на статистически корректный. Для получения правильных данных нужно было бы вычислять женщин и мужчин за рулем в различных точках Москвы, в различное время суток и на намного большей выборке, чем сотня машин.
Но приблизительное представление, однако, составить возможно. Наряду с этим необходимо осознавать, что в мегаполисах дам за рулем больше, чем в среднем по стране, не смотря на то, что и значительно меньше, чем практически в любом европейском стране.
Но это именно и раскрывает освоения и возможность развития новой аудитории. Вряд ли кто-то сейчас сомневается, что с позиций культуры потребления и образа жизни мы из года в год становимся все ближе к развитым государствам.
Соответственно, и женская потребительская аудитория на автомобильном рынке всегда расширяется. Другими словами производители имели возможность бы расширить количество продаж а также за счет этого, пока неосвоенного источника спроса.
Однако здесь нужно подчернуть, что при выстраивании маркетинговых рекламных кампаний и стратегий торговые марки опираются на вывод экспертов, каковые исследуют рынок, потребительские настроения, социокультурный фон и т.п. И, в большинстве случаев, такие изучения наталкиваются на множество культурных стереотипов, каковые довольно часто замедляют развитие.
В случае если проанализировать отношение к даме за рулем в Российской Федерации, мы отыщем массу мифов. Давайте честно (я обращаюсь к мужской части читательской аудитории): очень немногие из нас честно уверены в том, что дамы водят не хуже мужчин.
В это же время и статистика ДТП, и эти страховых компаний свидетельствуют, что это вправду так. В Европе так по большому счету имеется кроме того скидки на страховку для дам, потому, что считается, что они водят значительно надёжнее.
Однако мы продолжаем шутить про дам за рулем и взрывоопасные предметы не в тех руках. А в технике дамы разбираются?
Мы (мужчины) считаем, что нет, и говорим анекдоты про блондинок.
Словом, российское общество не готово к адекватному восприятию дамы за рулем. Более того, в случае если даме что-то необходимо, это обязан снабжать мужчина. Выбор автомобиля, даже если он покупается для дамы, – “мужское дело”.
В итоге производители машин вынуждены ориентироваться на мужскую аудиторию, причем кроме того предлагая автомобиль для дам. Сравнительно не так давно я поймал себя на мысли, что и авто полностью ориентирована на мужчин: за рулем – мужчина, закадровый голос – мужской, и обращение наряду с этим идет о сокровищах, традиционно считающихся мужскими А вдруг голос женский, то месседж все равно рекомендован для мужчины: “я дешева”, “я безотказна”
Согласно данным компании “TNS Российская Федерация”, у 49% россиян уже имеется хотя бы один автомобиль в семье, а у 10% имеется кроме того две и более автомобилей. Это указывает, что для 39% обитателей страны гипотетически возможно вопрос приобретения второго автомобиля.
Рискну высказать предположение, что довольно часто он покупается как раз для дамы (жены, дочери), и покупается вправду мужчиной. А вдруг так, то стоит ли удивляться, что на дорогу девушки выезжают на замечательных внедорожниках, громадных кроссоверах, долгих седанах, а не на компактных городских моделях класса “A” либо “B”.
Кроме того в бюджетном рынке , где на данный момент имеется предложение автомобилей с автоматической коробкой передач, дама довольно часто вынуждена ездить на “ручке”. Я как-то задал вопрос собственную привычную, из-за чего она не приобрела себе авто с “автоматом”, и взял смущенный ответ: “Леша заявил, что верно ездить на “механике”.
Другими словами все опять решил супруг.
В этот самый момент появляется вопрос: должны ли производители машин следовать за социокультурной обстановкой либо они могут самостоятельно оказывать влияние на нее? Вопрос данный так сложен, что вряд ли на него возможно взять однозначный ответ.
Но, в истории были примеры, как корпорации смогут поменять ценности и общественное мировоззрение.
Количество потенциального спроса со стороны женской аудитории, в случае если ее дополнительно стимулировать и заинтересовать, я бы рискнул оценить в среднесрочной возможности на уровне 300–400 тыс. машин в год. В долговременной возможности число дам-водителей в Российской Федерации должно увеличиться как минимум на 20 млн, а автопарк вырасти в 1,6–1,8 раза.
Но это случится не через пять а также не через десятилетие. Но ускорить процесс, с моей точки зрения, имели возможность бы сами производители машин, усилив соответствующие выговоры в собственной стратегии продвижения моделей.
Пока же, в случае если я наталкиваюсь на рекламные образы, ориентированные на женскую аудиторию, мне это нравится, потому, что дает еще один предлог для оптимизма. Так как в случае если даме понравится автомобиль, предназначенный для нее, а не для него, она или его приобретёт, или попросит у собственного мужчины.
А также в самой непростой экономической ситуации отказать ей будет непросто.
MotorPage.ru