Американцы снова расчистили дорогу своему автопрому

По результатам 2015 года Volkswagen имел возможность бы в первый раз стать самым большим производителем мира, обогнав Toyota и GM.

«Мы облажались». Это буквальное публичное признание исполнительного директора американского подразделения Volkswagen Михаэля Хорна идеально отражает то, что сравнительно не так давно случилось с Volkswagen Group.

Скандал с занижением параметров выброса оксидов азота NOx в дизельных двигателях обретает все более угрожающие последствия для германской корпорации, в первых рядах многомиллиардный иск.

Нынешние неприятности Volkswagen в полной мере укладываются в определенную парадигму событий, условным отсчетом которых возможно назвать 2008 год, данный и следующий за мировым денежным кризисом год отметились чередой сенсаций. Американский концерн Ford сохранил устойчивость, но выбыл из пятерки фаворитов и должен был реализовать компании Jaguar и Land Rover индийской Tata Motors.

В 2009 году американский концерн Chrysler подал прошение о банкротстве и в итоге перешел под контроль Fiat Group. Наконец, столп заокеанского автопрома Дженерал моторс прошел реструктуризации и процедуру банкротства под управлением американского руководства (в обмен на 60% акций GM взял $30 млрд, позднее концерн выкупил эти акции обратно).

Вся эта турбулентность происходила на бумагах и где-то за дверями в кабинетах топ-менеджеров. Небоскреб GM в Детройте не провалился под почву, станки так же, как и прежде штамповали кузова автомобилей.

Но для GM настала новая эра: по результатам 2008 года в первый раз за 77 лет концерн уступил звание мирового фаворита по продажам. Вперед вырвалась Toyota, в 2009 году японцы сохранили лидерство, реализовав 7,8 млн (-13%) автомобилей, за данный же год GM реализовал 7,5 млн машин (-11%).

С этого момента началась гонка преследования, в которую включился и концерн Volkswagen, быстро увеличивший продажи (см. график).

Американцы снова расчистили дорогу своему автопрому

Сейчас в автопроме – кроме форс-мажорных катаклизмов, как, к примеру, землетрясение в Японии в 2011 году, очень сильно повлиявшее на производство японских фирм, и кризисов на отдельных рынках – показался новый главный механизм, воздействующий на успешность компаний. Новым мировым регулятором стали ведомства США, призванные смотреть за нормами безопасности.

В 2010 году разгорелся скандал из-за непреднамеренного ускорения машин Toyota и ее люксового подразделения Lexus. Под давлением Национальной администрации по безопасности дорожного перемещения (NHTSA) японцы вынуждены были отозвать более 8,5 млн машин.

На первый взгляд самая большая начиная с 1996 года сервисная акция не выбивалась из закономерностей рынка американских, где и местные производители машин систематично призывали автовладельцев на замену опасных узлов и агрегатов.

Отзыв отзыву рознь, и особенность данной кампании заключалась в громадных репутационных утратах Toyota, подогреваемых расследованием правительства США. К примеру, менеджмент Toyota был вызван для объяснений в Конгресс, сенаторы поочередно устраивали личные разбирательства, рекламируясь в массмедиа.

В первый раз автопроизводитель выплатил столь большую итоговую сумму штрафа – $16 млн сначала конфликта и $1,2 млрд спустя два года. Кроме этого быстро снизились котировки акций Toyota, и в 2011 году ее глобальные продажи уменьшились на 6%.

Скандал заставил главу Toyota Кацуаки Ватанабэ подать в отставку, и его место занял Акио Тойода, правнук основателя компании Соитиро Тойоды.

Весьма похожая обстановка с Volkswagen. Мартин Винтеркорн ушел в отставку, курс акций группы за эту семь дней упала на треть, досталось и дочерним брендам: приблизительно кроме этого просели котировки Porsche и Audi.

Паника на биржевых площадках рикошетом ударила по рыночной капитализации Renault, Peugeot и BMW. Регуляторы США "настойчиво попросили" отзыва практически полумиллиона дизельных машин Volkswagen, реализованных с 2009 по 2015 годы.

Размер потенциальных штрафов оценен в $37,5 тыс. за любой реализованный автомобиль, что в итоге может вылиться в суммарный иск на $18 млрд – это официальная оценка Агентства по защите внешней среды (EPA). Для сравнения, чистая прибыль концерна VW за 2014 год составила около $15 млрд.

Это беспрецедентная сумма для штрафов в автопроме.

На этом перечень проблем не кончается. Продажи машин с дизельными моторами всей группы VW приостановлены на всей территории США.

О срочной необходимости в подобных расследованиях заявили и другие страны; любопытно, что прежде всего это сделали представители стран с национальным автопромом – Франция, Англия, Республика Корея, Италия. По оценкам самого же концерна VW, «проблемных» дизелей возможно более 11 млн в мире.

Как ни необычно, но эта история имела возможность всплыть наружу еще в 2013 году. Как раз тогда маленькая свободная некоммерческая контора «Интернациональный совет по экологически чистому транспорту» (ICCT) со штаб-квартирой в Вашингтоне начала диагностику дизельных предположений Volkswagen Jetta и Passat, и BMW X5.

Расследование проводилось в Европе, где и были сделаны первые хорошие экспертизы, потом изыскания перенесены в Соединенных Штатах, где более твёрдые экологические требования, а компенсации по всем правовым коллизиям при других равных выше. К слову, глава данной свободной компании, Дрю Коджак – в прошлом в полной мере успешный государственный служащий с высоким статусом: программный директор рабочей группы по Национальной энергетической политике США (NCEP), а до данной должности Коджак проработал советником в упомянутом Агентстве по защите внешней среды.

Именно это агентство наровне с Калифорнийским советом воздушных ресурсов (CARB) с подачи компании Коджака опубликовало нарушения Volkswagen.

Нечаянно подставиться Volkswagen не имел возможности, вину компании уже признал экс-глава группы Мартин Винтеркорн, и, более эмоционально, Михаэль Хорн – большие неточности во всемирной высшей лиге не прощают. Остаются вопросы.

Из-за чего компания ICCT не заявила о проблемах с дизелями Volkswagen еще в Европе в 2013-2014 году? Вследствие того что законодательство государств-членов Евросоюза более консервативное в вопросе аналогичных разбирательств? Из-за чего сумма иска баснословная, с какого именно потолка эта калькуляция?

И самый главный вопрос – кто следующий? По результатам I полугодия 2015 года Volkswagen в первый раз стал производителем №1 и шел с хорошей динамикой продаж к итогу года.

Вряд ли ему удастся сохранить собранные обороты.

В 2014 году концерн GM должен был отозвать 2,6 млн машин из-за неприятностей с зажиганием, каковые, согласно данным NHTSA, стали причиной более чем 100 (!) смертей в разных ДТП. В деле самоускорявшихся Toyota фигурировало 5 летальных инцидентов, дизельные же двигатели Volkswagen никому не навредили.

Ожидалось, что уже в середине этого года GM выплатит штраф – $900 млн. Сумма слабосопоставимая с $18 млрд, да и та не торопится покидать счета корпорации.

«Известия»

АМЕРИКАНЦЫ О ЛАДЕ… Для чего ТАК ЖОСКА?


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: