Центробанк сможет менять тарифы осаго не чаще одного раза в год
Правительство выступило за установление минимального срока, за который тарифы по ОСАГО должны оставаться неизменными. Предполагается закрепить, что Национальный банк не сможет поменять их чаще одного раза в год.
Позиция правительства представлена в официальном отзыве на проект поправок в закон об ОСАГО, внесенный в государственную думу в марте.
Законом, авторами которого выступили депутаты Государственной думы от фракции ЛДПР (Игорь и ярослав Нилов Лебедев), предусмотрено введение последовательности ограничений при установлении тарифов по ОСАГО. В частности, предлагается закрепить в законе об ОСАГО, что срок действия установленных Нацбанком страховых тарифов не может быть менее одного года.
Другими словами их корректировка – как в сторону увеличения, так и уменьшения – вероятна будет только спустя 12 месяцев по окончании их последнего трансформации. Проектом предусмотрено использование данной нормы как при установлении базисных ставок, так и коэффициентов, каковые учитываются при расчете цены ОСАГО.
Наровне с этим авторы законопроекта предложили также ввести временный запрет (до 1 января 2017 года) на корректировку Нацбанком страховых тарифов по ОСАГО.
Один из авторов законопроекта – депутат Ярослав Нилов в беседе с «Известиями» выделил, что за последний год Национальный банк два раза корректировал тарифы по ОСАГО. С 11 октября 2014 года регулятор поднял базисные ставки и ввел тарифный коридор (до этого значение ставки было фиксированным), наряду с этим минимальное значение увеличено на 23% если сравнивать с прошлым значением ставки, большое – на 30%.
К примеру, для автомобилей размер базисной ставки был равен 1,98 тыс. рублей, а по окончании трансформаций был установлен тарифный коридор – от 2,4 тыс. до 2,6 тыс. рублей.
Спустя полгода тарифы снова подверглись корректировке: с 12 апреля 2015 года Национальный банк поднял базисный тариф ОСАГО по некоторым категориям транспорта еще на 40%, кроме этого расширен размер тарифного коридора до 20% (до этого он составлял 5%).
Помимо этого, с 1 апреля были поменяны территориальные коэффициенты: в 11 регионах увеличены, а в 10, наоборот, снижены. По словам Нилова, введение предложенного ограничения, согласно его точке зрения, разрешит обеспечить открытость и стабильность действий регулятора.
Правительство в собственном отзыве на закон указало на целесообразность введения требования о неизменности в течение года установленных страховых тарифов. Одновременно с этим введение запрета до 2017 года в правительстве не поддержали, указав, что такая норма «не разрешит при необходимости оперативно поменять страховые тарифы по ОСАГО как в сторону увеличения, так и в сторону понижения».
Долгая заморозка тарифов, направляться из отзыва, может создать предпосылки к тому, что страховые компании сосредоточатся на заключении соглашений ОСАГО в наименее убыточных регионах, что может повлечь сокращение доступности одолжений по обязательному автострахованию для отдельных граждан. «Известия» писали о закрытии контор страховщиков в ряде регионов, не смотря на то, что по закону об ОСАГО страховщик должен иметь в каждом регионе собственный филиал.
Позиция правительства не позвала энтузиазма у страховщиков. Начальник управления методики необходимых видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров подчернул, что с позиций устойчивости ОСАГО как вида страхования тарифы должны изменяться в зависимости от трансформации средней цене затрат на ремонт машин.
При таких условиях, он утвержает, что резервы страховых компаний постоянно будут обеспечены тарифами и они смогут выполнять собственные обязательства перед застрахованными лицами.
– Резервы будущих выплат формируются заблаговременно, исходя из текущих цен на ремонт, каковые установлены действующими справочниками. При трансформации цены ремонта изменяется количество ответственности страховой компании и возрастает себестоимость продукта для компании.
Дабы не происходило разрыва между резервами и заявленными убытками, совместно со справочниками в сторону соответствия текущей инфляции должны двигаться и тарифы на ОСАГО, – говорит Макаров. – Справочники средней цене определения затрат на ремонт автомобиля в рамках ОСАГО должны обновляться два раза в год – в соответствии с инфляцией на запчасти.
Начальник управления автострахования группы компаний «АСТ» Каро Карапетян напомнил, что практически каждый третий россиянин имеет транспортное средство, которое подлежит обязательному страхованию.
– Разумеется, что два этапа повышения тарифов по ОСАГО, которое есть социально значимым продуктом, очень плохо были восприняты автовладельцами, – говорит Карапетян.
– Введение предлагаемых ограничений при установлении тарифов по ОСАГО разрешит снизить градус негатива среди населения. Одновременно с этим при текущем уровне инфляции эта мера гарантированно приведет к повышению убыточности ОСАГО.
– Пересмотр тарифов должен иметь не политическую, а экономическую природу, – говорит первый зампредправления СОГАЗа Николай Галушин. – В случае если убыточность в связи с ростом величины убытка по ОСАГО и повышением страховых сумм будет расти, но данный рост не будет сопровождаться ростом тарифов, последует следующий кризис на рынке ОСАГО, последствия которого будет весьма больными для пользователей и рынка одолжений.
Напомним, рост тарифов в 2014–2015 годах призван стабилизировать обстановку на рынке ОСАГО, что переживал важный кризис. Так, с момента вступления в силу закона об ОСАГО (с 1 июля 2003 года) базисные тарифы не изменялись ни разу впредь до 2014 года (коэффициенты увеличивались два раза – в 2009-м и в 2011-м).
Наряду с этим с 2011 года существенно изменилась статистика аварийности, что вызвало убыточность ОСАГО: согласно расчетам Университета страхования при Общероссийском альянсе страховщиков, комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО в 2014 году составил 102% (в случае если коэффициент выше 100%, это значит, что страховая деятельность приносит убытки). Вдобавок с апреля 2015 года выросла ответственность страховщиков перед автолюбителями – в соответствии с вступившим в силу поправкам в закон об ОСАГО повышены страховые суммы за вред, причиненный жизни и здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей), и имуществу потерпевшего (со 120 тыс. до 400 тыс. рублей).
«Известия»