Корейцы обогнали автоваз
Резкий спад продаж новых машин в начале года стал причиной в отрасли ценовые войны за рыночные доли. В выигрыше кроме традиционно недорогих Lada были корейские Kia и Hyundai, каковые смогли сдержать подорожание собственных моделей на уровне 15%.
В итоге их суммарная часть рынка в первый раз превысила 20% – это уже больше, чем у АвтоВАЗа. Многие американские и европейские торговые марки, повышавшие цены на 20-50%, в итоге чуть не утратили для себя российский рынок: к примеру, доли еще сравнительно не так давно популярных Опель и Шевроле упали до 0,7% и 2,5% соответственно.
Продажи автомобилей и LCV в Российской Федерации снизились в феврале на 37,9%, до 128,3 тыс. автомобилей, сказала день назад Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Так, падение российского авторынка усиливается : еще в январе многие популярные марки показывали понижение продаж если сравнивать с подобным периодом 2014 года в 15-30%, а сейчас негативная динамика последовательности брендов (Renault, Nissan, Volkswagen, Toyota и др.) превышает 40%, а кое-какие иномарки (Ford, Опель, Peugeot, Honda) и вовсе упали на 80-90%.
Ожидания автомобилестроительные компаний пессимистичны: день назад глава комитета производителей машин АЕБ Йорг Шрайбер объявил, что пара следующих месяцев будут сверхтяжелыми и "продажи еще не достигли собственного дна". С этим согласны и опрошенные "Ъ" участники авторынка, каковые говорят, что негативный февральский итог "в полной мере ожидаем" и "дно еще в первых рядах".
К примеру, президент "Фаворит Моторс" (дилер Kia, Skoda, Peugeot, Volvo) Владимир Попов считает, что дно будет пройдено в марте, а в апреле спрос неспешно начнет восстанавливаться. Директор по продажам дилерского центра Ford компании "Авилон автомобильная несколько" Михаил Кузьмин говорит, что дно все же в первых рядах и, "возможно, придется на конец весны".
Но, кое-какие автомобильные концерны сумели значительно нарастить собственные доли на падающем рынке. К примеру, АвтоВАЗ, не обращая внимания на сокращение продаж на 23%, до 23,6 тыс. автомобилей, увеличил собственную долю на 3,4 п. п., до 18,4%.
Быстро выросло присутствие на рынке корейских Kia и Hyundai – на 3,4 п. п., до 9,8%, и на 3,6 п. п., до 10,3%, соответственно. Февральское падение продаж Hyundai-Kia также не столь глубоко: у Kia они уменьшились на 6%, до 12,6 тыс. автомобилей, у Hyundai —на 5%, до 13,2 тыс. автомобилей.
Иначе, доли многих вторых автомобилестроительные компаний быстро сжались – так, Ford, продажи которого упали на 78%, до 1,4 тыс. автомобилей, утратил 2 п. п., его часть сейчас только 1,1%. Это меньше, чем у бюджетного Daewoo (1,3%) либо премиальных BMW (2,9%) и Mercedes (3,6%).
Opel (падение на 86%, до 912 автомобилей) сократил собственную долю на рынке на 2,5 п. п., до 0,7%, а Шевроле (спад на 74%, до 3,3 тыс. автомобилей) – на 3,5 п. п., до 2,5%.
На рынке говорят, что главный фактор перераспределения долей – ценовая политика автомобилестроительные компаний. Американские и европейские торговые марки на фоне девальвации рубля индексировали цены в среднем на 50% и 20% соответственно.
Автомобили АвтоВАЗа – традиционно одни из самых недорогих на рынке, а корейские концерны минимально подняли цены, в пределах 15%. Владимир Попов констатирует, что американцы, в частности GM и Ford, "продолжительно пологали, что делать, а после этого значительно повысили цены и проиграли собственные доли".
Дилер уверен, что с учетом текущего успеха часть Hyundai и Kia может не позднее чем к концу мая достигнуть 35%. Но источник "Ъ" среди производителей машин уверен в том, что "продолжительно удерживать цены ниже общерыночных корейским брендам будет весьма сложно, потому, что это бьет а также по дилерской марже" и "их успех можно считать скорее тактическим".
Источник "Ъ" среди дилеров додаёт, что "на фоне увеличения стоимостей часть спроса перетянул вторичный рынок".
Но, официально большая часть производителей относятся к захвату рынка соперниками философски. В Дженерал моторс (утратил в феврале 6 п. п., снизив рыночную долю до 3,3%) заявили "Ъ", что авторынок в "острой фазе кризиса" и исходя из этого концерн предпочитает не драматизировать обстановку.
Замыслов по понижению стоимостей у GM до тех пор пока нет.
В Nissan поведали, что их результаты "отнюдь не самые пессимистичные среди главных соперников" и компания собирается бороться за рынок. А Renault (падение на 46%, до 9,1 тыс. автомобилей), как сказали "Ъ" источники в отрасли, начиная от сегодня продолжает символически снижать цены – в этом случае на обновленный Logan на 5 тыс. руб.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" считает, что, не обращая внимания на тренд к предстоящему сокращению рынка, положение корейских производителей зависит в основном от их ценовой политики: в случае если довольно низкую цена окажется удерживать, то Kia и Hyundai смогут "отъедать" доли у Опель, Шевроле и Ford. Но, думает аналитик, и при сжимающемся рынке им будет сложно захватить 35%.
Часть рынка может вырасти и у АвтоВАЗа, что остается самым недорогим брендом, подмечает господин Беспалов, связывающий успех Lada в феврале с низкой базой прошлого года, маленьким (относительно конкурентов) программой и подорожанием господдержки за счет утилизации. Но, эффект низкой базы ожидает целый рынок во втором квартале, говорит специалист, тогда итоги продаж будут существенно лучше, чем в марте, но в плюс, само собой разумеется, рынок не выйдет.
«Коммерсант»