Ladью подтопило: с чем автопроизводители закончат год
Рекордные продажи машин по результатам 2012 года сменились провальным падением авторынка по результатам мая (-12% месяц к месяцу) и пяти месяцев (-4%).
производители и Эксперты, традиционно корректирующие прогноз в июле, поспешили пересмотреть цифры и смещаются в сторону "минуса" за весь год, в то время как в январе прогнозировали нулевой рост или хорошую динамику.
Из трех наибольших российских производителей автомобилей и LCV двое — "Соллерс" и несколько ГАЗ — прочувствуют кризис и пара снизят результаты по результатам 2013 года. Но больнее всего статистика ударит по наибольшему русскому "АвтоВАЗу" – для него падение в мае на 13% не предел, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
ПО НИЖНЕЙ ГРАНИЦЕ ПРОГНОЗА
"Мы можем заметить не сильный показатели по году", — вычисляет аналитик ИБ "Открытие Капитал" Ирина Ступаченко. Согласно ее точке зрения, цифра, прогнозируемая Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) – падение по результатам 2013 года на 5% — объективна и ожидаема.
Андрей Третельников из RMG и Игорь Краевский из БКС предполагают, что падение может составить до 10% при самом пессимистичном сценарии. "Из оптимистичного – клиента смогут напугать введением утилизационного сбора для всех производителей машин и повышением цен, тогда возможно будет искусственно стимулировать спрос, в то время, когда клиент решает не откладывать на завтра то, что возможно приобрести дешевле сейчас. Но пока предпосылок к какому-либо национальному стимулированию нет, но имеется экономическое замедление", — говорит Третельников.
Аналитик "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов связывает итог за целый 2013 год с осенними показателями: согласно его точке зрения, летом будет так же, как и прежде наблюдаться отрицательная динамика (не смотря на то, что падение замедлиться если сравнивать с маем), а осень исправит статистику, а также, благодаря эффекту низкой базы.
"Май не показателен, потому, что праздников было больше, чем в прошедшем сезоне, — говорит Краевский – скорректированные продажи остались на апрельском уровне". О предстоящей динамике аналитик предлагает делать выводы по июню. "Летом традиционно присутствует спад, это сезон отпусков.
И в случае если начало второй половины года не принесет ничего хорошего, мы поменяем отечественный базисный прогноз на негативный – понижение до 10% по году".
СПРОС НА РОСКОШЬ
По результатам января-мая продажи упали у многих массовых марок: "АвтоВАЗ" снизил продажи на 8%, Шевроле – на 13%, Citroen – на 20%, Daewoo на 26%, Ford — на 18%, Мазда на 20%, Peugeot на 21%. Наряду с этим премиальные марки сохраняют рост: BMW и Mercedes-Benz увеличили продажи на 18%, Audi на 12%, Lexus на 30%.
Согласно точки зрения специалистов, посильнее всего снижает спрос "кризис в головах", в то время, когда клиенты заблаговременно начинают опасаться повышения цен, понижения уровня судьбы и откладывают глобальные приобретения "на позже". Исходя из этого понижаются продажи массовых марок, и растут — премиальных.
Государство может начать стимулировать продажи, в случае если по результатам полугодия падение усилится — вычисляет Беспалов. В первую очередь речь заходит о субсидировании ставок по автокредитам. "Стандартная ставка автокредита в русских банках – 13-15%, в то время как иномарку возможно кредитовать в профильном зарубежном банке (к примеру, Toyota-банк – ред.) под 6%", — отмечает Третельников.
Согласно точки зрения Краевского из БКС, на разрешённом этапе ожидать понижения ставок по автокредитованию не следует, потому, что правительство не торопится с признанием факта кризиса в экономике и рассчитывает на экономическую активность во втором полугодии.
Специалист "РИА Рейтинг" Андрей Куц напомнил, что подобный спад авторынка в последний раз наблюдался в 2009-2010 годах, до начала реализация программы утилизации машин. "Обстоятельств ухудшения динамики продаж возможно пара. Это неспециализированная неуверенность потребителей относительно перспектив русском экономики; внешний фон не придает оптимизма; скорость увеличения ВВП понижаются, правительство ухудшает прогнозы.
В этих условиях многие не рискуют брать кредиты. Иначе, падают скорость увеличения потребительского кредитования в связи с ростом просроченной задолженности и постепенным ужесточением ЦБ условий деятельности на этом рынке", — говорит он.
Российский автопром – ПАДЕНИЕ Либо ПРОВАЛ?
У ГАЗа и "Соллерса" имеется шанс закончить год лучше рынка, а "АвтоВАЗ" обязан подготавливаться к нехорошему, считают эксперты. Это связано в первую очередь со своевременным выпуском новых моделей, как случилось у ГАЗа с "Газель Next". "Соллерс" выручают СП с зарубежными партнерами.
Но "АвтоВАЗ" лишь начал перестаивать производство под новые модели, исходя из этого статистика ударила по нему больнее всего.
"Из русских компаний лучше всех идет ГАЗ, и, не обращая внимания на понижение по маю, хорошая динамика у него сохранится — из-за "Газели Next", — говорит Краевский.
"Соллерс" продемонстрирует отрицательную динамику благодаря эффекту высокой базы, вместе с тем помощь годовым итогам окажут SsangYong и экспортные продажи УАЗ, считает эксперт. Результаты СП Sollers до тех пор пока отражают негативную тенденцию, у Ford и Мазда – партнеров "Соллерса" — понижение продаж образовывает приблизительно 20% год к году, и это отразится на денежных показателях русском компании.
Вместе с тем в последних месяцах года обязан запуститься второй завод в Татарстане, что входит в периметр СП с Ford. Это может расширить продажи и немного поднять статистику "Соллерса" и его партнеров.
Ступаченко отмечает, что до тех пор пока "Соллерс" имеет хорошую статистику благодаря продажам машин УАЗ на экспорт. В случае если же наблюдать лишь на внутренний рынок, то продажи УАЗ на 9% хуже, чем в январе-мае 2012 года.
Третельников из RMG констатирует, что "АвтоВАЗ" продемонстрирует убыток по 2013 году, если не станет действеннее. "Соллерс" также продемонстрирует некое понижение денежных показателей. ГАЗ "просел" уже в конце 2012 года, исходя из этого продемонстрирует понижение год к году, но и "Соллерс", и ГАЗ не пострадают очень сильно благодаря новым моделям, говорит он.
"АвтоВАЗ" по продажам продемонстрирует к финише года понижение до 10%, вычисляет Беспалов. "Соллерс" компенсирует падение благодаря экспорту УАЗа (падение по модели составит до 5%), но по группе падение будет меньше: продажи SsangYong будут лучше рынка, падение может составить до 2%. В мае не хорошо продавались LCV ГАЗа, каковые "просядут" от 0 до 5% за весь год, заключает аналитик.
«Прайм»