Наперегонки со спросом
Падающий с пугающей скоростью рынок, а после этого взрывной спрос – таким запомнится 2014 г. автоконцернам и их дилерам.
В текущем году производители машин снова почувствовали непредсказуемость русского рынка: сперва падающий с пугающей скоростью рынок – а после этого взрывной спрос. В 2009 г. продажи легковых автомобилей и LCV упали наполовину, но с 2010 г. стали с уверенностью расти.
Падение, начавшееся весной 2013 г., не такое глубокое, но затяжное. Его обстоятельство – замедление экономического подьема, позже добавился украинский кризис и падение стоимости одного бареля нефти, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
В начале года команда нового президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона занялась сокращением издержек. Завод попросил поставщиков опустить цены и расширить отсрочку, начал уменьшать производство. «АвтоВАЗ» первым заявил в 2014 г. о понижении численности.
К Январю штат уменьшился на 20% до 52 000 человек. Штат на русских фабриках снизили в 2014 г. и другие автомобильные концерны, но по большей части компании переходили в режим простоя, уменьшали число смен.
Это необходимо было, дабы снизить запасы автомобилей либо не допустить затоваривания, комментируют управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев.
В начале 2014 г. у компаний была надежда на стабилизацию продаж: темпы падения продаж начали замедляться, в марте вышли в ноль, но после этого падение продолжилось. За счет понижения издержек за девять месяцев «АвтоВАЗу» удалось сэкономить 7 млрд руб., говорит представитель компании.
Но по причине того, что перестройка производства может быть около нескольких недель, «АвтоВАЗ» не смог полностью воспользоваться оживлением спроса, которое случилось в осеннюю пору, благодаря программе утилизации. На машины Lada было нужно около 40% неспециализированных продаж по этим программам, но из-за недостатка некоторых комплектующих «АвтоВАЗу» кроме того было нужно приостанавливать выпуск машин.
Программа помощи была запущена в короткие сроки (о ее старте с сентября было заявлено в последних числах Августа): автокомпании по договоренности с государственный служащими запустили личные программы утилизации, предоставляя при покупке нового автомобиля скидку в 40 000-350 000 руб. (в зависимости от типа схемы сдачи и транспортного средства ветхой автомобили – в утиль либо по trade-in). А государство дало обещание автопроизводителям к Январю выплатить субсидии на 10 млрд руб.
Эти программы были такими популярными, что многие компании досрочно выбрали ограничения, оговоренные с Минпромторгом. В итоге правительство дало согласие добавить в текущем году еще 2,9 млрд руб. субсидий и дало обещание продолжить помощь в 2015 г.
Благодаря данной мере падение продаж легковых автомобилей и LCV в Российской Федерации начало замедляться: минус 20,1% в сентябре, минус 9,9% в октябре, минус 1,1% в ноябре, гласят эти АЕБ. А после этого случились события, котрые президент Renault и Nissan Карлос Гон (альянс осуществляет контроль группу «АвтоВАЗ», обладает фабриками в Санкт Петербурге и-Москве) назвал «кровавой баней».
На фоне падения рубля люди ринулись в российские салоны автомобилестроительные компаний, скупая все автомобили подряд.
Уменьшение продаж в 2013 г. вынудило дилеров в текущем году более вдумчиво планировать заказы, но как раз маленькие стоки в будущем подвели продавцов. «Мы старались оптимизировать количество машин на складах и летом, в то время, когда продажи падали все посильнее, реализовывали машины с громадными скидками, довольно часто – с отрицательной рентабельностью», – говорит топ-менеджер одного из больших дилеров автомобилей. Но в то время, когда с ноября продажи стали расти на фоне понижающегося рубля, мы, конечно же, отменили все скидки.
Но машины все равно расходились как тёплые пирожки. В следствии уже в декабре у большинства склады опустели, самые ходовые модели были в недостатке, говорит он.
Но дело было не только в жажде россиян сохранить собственные накопления – в Россию двинулись обитатели Белоруссии и Казахстана, каковые имели возможность приобрести автомобиль не только для себя, но и выгодно его перепродать, говорит топ-менеджер второй автодилерской компании: «В то время, когда клиент приходит за 10 Mitsubishi Pajero, делается ясно, что это не личная приобретение». К таким клиентам дилеры относятся неоднозначно – с одной стороны, это не их долговременные клиенты, они не приедут на физико-техническое обслуживание, получается выпадающий доход, растолковывает один из продавцов машин. «Но, иначе, маржа в декабре была большой, так что утраты кажутся не самыми ужасными, к тому же эти продажи разрешили нам заплатить по кредитам и т. д.», – растолковывает он.
Пользуясь случаем, дилеры увеличили ценники впредь до нескольких десятков процентов, говорит второй дилер. Следом начали дружно поднимать автопроизводители и отпускные цены, кое-какие из них приостановили прием новых заказов в Российской Федерации до разработки нового прайса либо стабилизации курса рубля.
Бурное, но короткое оживление спроса не окажет помощь рынку выйти в плюс по результатам 2014 г. Падение будет равна примерно 10%, прогнозирует Удалов. В следующем году продажи поддержит предстоящее возможное возобновление и обновление автопарка государственные программы автокредитования, но сокращение рынка это также не остановит, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
Если не случится хороших трансформаций, рынок легковых автомобилей упадет на треть до 1,5 млн шт. В случае если падение в 2015 г. будет на уровне 10-15%, то производство будет корректироваться по большей части посредством простоев, в случае если выше – другими словами возможность предстоящего понижения численности персонала на некоторых автозаводах, считает Беспалов. У наибольших автомобилестроительные компаний имеется обязательства по повышению локализации (впредь до 60%), обесценивание рубля будет стимулировать данный процесс, додаёт он
Российский рынок уже покинула Seat, следом смогут уйти и ряд других марок, думают Бончев и Удалов. Но это не коснется тех брендов, каковые имеют в Российской Федерации фабрики, уверены они: компании положили в проекты миллиарды рублей и просто так от них не откажутся.
К тому же рынок остается весьма перспективным, додают специалисты: в Российской Федерации так же, как и прежде громадный устаревший низкий уровень и автомобильный парк автомобилизации. В скором будущем производители машин, вероятнее, ускорят поиск локальных поставщиков, дабы снизить валютные риски и себестоимость, уверены Удалов и Бончев.
«Ведомости»