Не стагнация, а стабилизация

Не стагнация, а стабилизация

Российский автомобильный рынок быстро сбавил скорость увеличения. "Наверное," он входит в фазу стабилизации, и, по расчетам, в наступившем году продажи новых автомобилей в лучшем случае не изменятся.

Прошлый год для русского автомобильного рынка завершился на невеселой ноте. В случае если в начале 2012-го он баловал участников приростом продаж на 20–25%, а летом реализация новых машин продолжала расти не так бурно, но все же ощутимо, на 10–15%, то в осеннюю пору рынок внезапно быстро затормозил: по результатам октября рост составил всего 5%, в ноябре опустился до нуля, а в декабре, кроме того не обращая внимания на новогодние скидки, рынок встал всего на 1% если сравнивать с декабрем 2011-го.

И все же за весь год поставлен безотносительный рекорд: продажи новых легковых автомобилей возросли на 11%, до 2,935 млн единиц, другими словами в первый раз, хоть и незначительно, превышены докризисные количества (в 2008 году было реализовано 2,918 млн автомобилей.

Но, не обращая внимания на рекордные показатели, настроение у участников рынка скорее тревожное. «2013 год несложным не станет, уже не будет для того чтобы легкого роста, необходимо подготавливаться к тяжёлым временам», – сказал на брифинге за весь год Йорг Шрайбер, глава комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Стабилизация – показатель зрелости

Из-за чего автомобильный рынок внезапно быстро сбавил скорость увеличения? Его участники говорят в первую очередь о психотерапевтических обстоятельствах: рынок еще далек от насыщения (отметим, что в среднем в Российской Федерации на тысячу обитателей приходится 260 машин, тогда как в развитых европейских государствах – более чем 500, а в Соединенных Штатах – более чем 700), деньги у потребителя имеется, но он их придерживает.

«Обстоятельство замедления развития рынка лежит не в России, а за ее пределами, – заявляет Йорг Шрайбер. – Люди наблюдают на обстановку в Европе и в других государствах и ожидают нового кризиса. Во многом это напоминает обстановку 2008 года, в то время, когда в условиях неопределенности люди предпочитали не делать таких важных приобретений, как автомобиль».

«В первую очередь это ментальный кризис, – соглашается Денис Петрунин, управляющий директор “Хендэ Мотор СНГ”. – Настоящих оснований для сокращения потребительской активности на автомобильном рынке нет. В последние месяцы мы не видели каких-то сенсационных информации о падении доходов населения, об ухудшении обстановки в экономике.

Вероятнее, люди придают значение зависимости русском экономики от Европы и США и уверены в том, что нестабильность глобальной экономики не так долго осталось ждать может отразиться на состоянии дел в Российской Федерации».

Имеется и другие мнения. К примеру, Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат», уверен в том, что рынок вышел на оптимальный уровень потребления с учетом платежеспособности населения, и в скором будущем спрос будет оставаться на достигнутом уровне, другими словами составит порядка 220–250 тыс. новых автомобилей в месяц.

«Скорее не стагнация, а стабилизация» – так призывают оценивать нынешнее состояние рынка его участники. «Никакой паники нет, легко российский автомобильный рынок достиг зрелости и вошел во время стабилизации», – отмечает Вратислав Страшил, глава марки Volkswagen в Российской Федерации.

«Стабилизация – серьёзный показатель зрелого рынка, – развивает идея Адиль Ширинов, исполнительный директор СП Ford-Sollers. – Стабильного развития рынка нам весьма не хватало сейчас, рынок был подвержен колебаниям: то быстро падал, то взлетал. на данный момент он, наверное, начинает стабилизироваться – и это полезно всем.

Стабильность свидетельствует предсказуемость, понижение рисков, более планомерное развитие бизнеса».

С упором на внутреннее производство

Что касается конкретных компаний, то в ушедшем году одним из немногих отрицательную динамику продемонстрировал наибольший русский производитель – АвтоВАЗ. Результат его работы – 537 тыс. машин, минус 7% по отношению к 2011 году.

Не смотря на то, что наряду с этим предприятие все равно лидирует с громадным отрывом, занимая 18% автомобильного рынка.

Падение продаж было ожидаемым: сзади льготного кредитования и программы утилизации, прекращен выпуск «классики». Будущее АвтоВАЗа сейчас определяется развитием сотрудничества с альянсом Renault-Nissan: в частности, завод подготавливается к рывку, связанному с началом производства бюджетной иномарки Nissan Almera – отгрузки первых автомобилей в дилерские сети должны начаться со дня на сутки.

Ведущие зарубежные производители машин в подавляющем большинстве продемонстрировали хорошую динамику. Тут длится успех иномарок, произведенных в Российской Федерации: более двух третей самых ходовых моделей года выпускаются на русских фабриках.

Так, лучшим зарубежным брендом и вторым в общем зачете стал Шевроле – 205 тыс. штук. Более половины продаж марки пришлось на две главные производимые в Российской Федерации модели – Шевроле Niva и Cruze.

Кстати, последняя в ушедшем году продемонстрировала впечатляющий прирост продаж – 68%, до 63,1 тыс. штук.

Третье место заняла французская Renault с показателем 189 тыс. автомобилей: в прошедшем сезоне «выстрелил» запущенный в производство на столичном заводе новый недорогой джип Renault Duster. Так же, как и прежде одна из основных опор марки – бюджетная модель Logan; но, за весь год ее продажи продемонстрировали значительное падение – на целых 28%, и с показателем 58 тыс. единиц с первых строчек в перечне самых популярных автомобилей эта модель переместилась на 11-ю.

За французами близко идут корейцы – Kia и Hyundai (187 и 174 тыс.). Самой реализовываемой иномаркой в Российской Федерации, как и в позапрошлом году, стала производимая под Петербургом Hyundai Solaris (110 тыс.).

Впечатляет скачок германской марки Volkswagen, которая практически с рекордным приростом на 40% (164 тыс. реализованных автомобилей) поднялась в общем зачете самых реализовываемых автомобильных брендов с прошлогоднего 9-го места на 6-е. Секрет успеха – опять-таки успешное развитие собственного производства в Российской Федерации.

В частности, на данный момент практически каждая вторая машина VW в Российской Федерации – это производимая под Калугой модель Polo, продажи которой в прошлом году подскочили на треть (практически до 70 тыс. единиц).

Ну а главными неудачниками года возможно назвать итальянцев – продажи FIAT упали на 69%, до 8,6 тыс. единиц. Разъясняется это тем, что FIAT сравнительно не так давно утратил в Российской Федерации партнера в виде компании Sollers, и разумеется, что из-за собственных мировых проблем итальянскому концерну на данный момент не до России.

Помимо этого, продажи снизились у Daewoo (–5%), Suzuki (–8%), Сadillac (–9%).

Кроссоверы рулят

Основная новость ушедшего года для автомобильных маркетологов: в Российской Федерации заметно понижаются продажи в так именуемом гольф-классе (размерный класс С), еще сравнительно не так давно самом популярном. «Я не забываю времена, в то время, когда продажи в этом сегменте занимали более 50 процентов, – посетовал на вышеупомянутой пресс-конференции Йорг Шрайбер, – на данный момент же за весь год данный показатель опустился до 39 процентов».

Два нынешних основных драйвера рынка – бюджетные автомобили и кроссоверы размерного класса B. По данным компании «Рольф», за 2012 год часть кроссоверов на русском рынке возросла на 8,4%, до 28,4%. А часть бюджетных машин (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) выросла на 2,3 процента – до 20,6%. «Важным подспорьем продаж кроссоверов в Российской Федерации стал выход на рынок дешёвой и популярной на данный момент модели Renault Duster.

Но, продажи вторых машин сегмента – Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan, Kia Sportage, и Toyota RAV4 и Nissan X-Trail – так же, как и прежде стабильно растут», – отмечает Татьяна Луковецкая, основной управляющий директор розничного подразделения компании «Рольф».

«В долговременной возможности особенно компактные кроссоверы будут “подъедать” продажи машин размерных классов С и D, – прогнозирует Денис Петрунин из Hyundai. – Дело в том, что по цене эти типы машин находятся на соизмеримом уровне. И потребитель, выбирая между вариантом с большой комплектацией модели С-класса и просто прекрасно оснащенной моделью компактного кроссовера, скорее будет склоняться к выбору последнего».

И конечно же, в наступившем году не будет прекращаться рост продаж машин в премиум-сегменте. По результатам 2012 года, к примеру, все представители «солидной премиальной германской тройки» сумели продемонстрировать значительный прирост – BMW, Mercedes-Benz и Audi подняли продажи соответственно на 33, 29 и 44%, а производитель премиальных спортивных автомобилей Porsche умудрился расширить реализацию на целых 64%.

«Премиальный сегмент из года в год делается все более популярным у россиян, – говорит Татьяна Луковецкая. – Главная причина – активное расширение модельных линеек за счет машин “младших” классов снижает цена входа в число обладателей машин премиальных брендов. Это разрешает премиальным маркам завоевать новую целевую аудиторию, которая раньше разглядывала для приобретения лишь весов-бренды».

«Премиальный сегмент имеет потенциал для предстоящего роста в Российской Федерации, – продолжает Василий Мельников, представитель русского офиса BMW. – По нашим расчетам, часть премиальных машин в Российской Федерации на данный момент образовывает 8 процентов, тогда как на развитых рынках часть премиума достигает 12–13 процентов».

В один момент в Российской Федерации растет часть машин, оснащенных автоматической коробкой передач. В случае если еще пять лет назад только около четверти новых машин имели автоматическую трансмиссию, то по результатам 2012 года на их долю уже было нужно порядка 45 процентов рынка.

Наконец, участники рынка сохраняют надежду, что в наступившем году в Российской Федерации будут более сдержанные ставки по кредитам на приобретение машин, не смотря на то, что за весь год часть машин, приобретённых в долг, достигла 42%. «на данный момент ставки по автомобильным кредитам достигают 15–16 процентов годовых, – сетует Йорг Шрайбер. – Это вызывает у нас удивление, потому, что в Европе кредиты на приобретение нового автомобиля стоят 3–4 процента годовых».

«Специалист-Авто»

Стабилизация видео / Рекомендации от Сабатовского


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: