Почему дымит дизельный двигатель: причины и методы устранения
Содержание
- Откуда появляется дым на выбросе дизеля
- Элементарно, Ватсон
- Тёмный дым за трубой…
- Рецепты лечения коптящего двигателя
- Все оттенки светло синий
- О чем говорит белый шлейф за глушителем
На русских дорогах частенько возможно замечать, как дизельная фура, преодолевающая затяжной подъем, практически извергает клубы тёмного дыма, уподобляясь исландскому вулкану «Эйяфьятлайокудль» в разгар его извержения. К сожалению, подобное видится не лишь на грузовиках, но и на легковых авто, под капотом которых слышится характерное урчанье дизеля.
Данной заболеванием довольно часто страдают двигатели, трудящиеся на солярке.
Что это: конструктивные изюминки дизельного агрегата, либо его неверная эксплуатация, и из-за чего дымит дизельный двигатель? Предлагаем вашему вниманию анализ самый распространенных проявлений заболевания и вызывающих ее обстоятельств.
Откуда появляется дым на выбросе дизеля
Принцип работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) ясен из самого их заглавия. То имеется, механическая энергия в них получается из тепловой в ходе сгорания горючего в цилиндров.
Повседневный опыт подсказывает нам, что сухие дрова, положенные в горящий костер, фактически не дают дыма. Так же ведет себя и дизельный двигатель.
Исправный, прекрасно отрегулированный мотор, не выделяет при собственной работе сколь-нибудь заметного дыма. И, напротив, в случае если из выпускной совокупности выходят сизые облачка либо частые тёмные клубы, это говорит о том, что либо горючее нехорошее, либо оно не всецело сгорает.
А быть может, в цилиндры попадает еще что-нибудь, к примеру, смазочное масло либо тосол.
Из-за чего дым из глушителя чаще отмечается у дизелей. Дело в том, что ДТ (солярка) воспламеняется от раскаленного до 750 — 800°C воздуха, а не от свечи зажигания, как в бензиновых движках.
Дабы цикл дизеля проходил удачно, требуется исправное состояние всасывающего тракта, совокупности питания, цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).
Дизтопливо владеет более большой температурой воспламенения, чем бензин. Помимо этого, в дизеле топливно-воздушная смесь образуется за более маленькое время, что ведет к ее неоднородности.
Элементарно, Ватсон
В идеале выброс исправного дизеля должен быть прозрачным. В случае если дизельный двигатель дымит, это говорит о нарушениях в работе либо неисправности одной либо нескольких совокупностей двигателя.
Причем виновника повышенной дымности выдает цвет дыма. Забегая вперед, возможно сообщить:
- серый либо тёмный дым говорит о неполном сгорании горючего;
- голубовато-светло синий либо сизый цвет выброса говорит о угаре смазочного масла и кое-какие другие обстоятельства;
- пушистые белые облака, напоминающие продувку бульбулятора (по выражению любителей кальяна), на самом деле — попадание охладителя в камеры сгорания.
Так что предварительный диагноз определяется по окраске выброса. Более определить причину дымления установят эксперты на станции техобслуживания (СТО), применяя газоанализатор и диагностическое оборудование.
В таблице приведены кое-какие цифры, регламентирующие большое содержание вредных веществ, выбрасываемых в воздух. Кроме этого указываются и вероятные неисправности в совокупностях двигателя.
Химический элемент | Норма для дизельного двигателя | Обстоятельство несоответствия норме |
Азот (N2) | 76 — 78% | Обеднённый состав топливной смеси, перегрев двигателя |
Кислород (O2) | 0,5% макс. | Негерметичность выпускного коллектора |
Оксид углерода (CO) | 0,01 — 0,5% | Замусоривание фильтров, завышенное давление горючего в совокупности питания, переобогащенная смесь |
Углекислый газ (CO2) | 1,0 — 10% | Замусоривание фильтров, превышение давления горючего, переобогащенная смесь |
Углеводороды (CH) | 50 PPM макс. | Пропуски воспламенения (неисправность свечей накаливания), богатая смесь |
Тёмный дым за трубой…
самые характерным для дизеля есть тёмный дым. Дымление возможно различной степени: от светло-серого до ядовито-тёмного, как при сжигании автомобильных покрышек.
Монохромный цвет обусловлен присутствием в выхлопных газах частиц сажи, остающихся по окончании неполного сгорания горючего.
Объяснение этому возможно дать в двух словах: переобогащенная смесь, которая не успевает всецело сгореть в цилиндре и догорает при низкой температуре в совокупности выпуска. Такая смесь получается из-за недостатка воздуха, или избытка горючего.
Существуют и другие отклонения. Перечислим кое-какие обстоятельства появления тёмного дыма:
- Некачественное горючее.
- Загрязнение воздушного фильтра либо подводящих каналов.
- Недостаточная компрессия в цилиндрах.
- Неисправность форсунок. Дым появляется при резком нажатии на газ, или при работе дизеля под нагрузкой. Дополнительным подтверждением данной неисправности есть тряска мотора на холостых оборотах.
- Ранний момент впрыск горючего, в итоге воспламенение происходит с запозданием, и образуется большое количество сажи.
- Покрывается нагаром клапан совокупности EGR (рециркуляция отработанных газов), в итоге механизм клинит в открытом положении, и возрастает поступление выхлопных газов во впускной коллектор.
- Отказ кислородного датчика, благодаря чего электронный блок управления двигателем (ЭБУ) начинает трудиться «вслепую».
- Забит противосажевый фильтр.
Самый страшны продолжительная езда и неисправные форсунки с громадным опережением впрыска. Итоги: прогар предкамер, повреждение перемычек и поршней, что угрожает дорогостоящим ремонтом.
В остальных случаях езда с тёмным дымом не столь страшна для двигателя.
Рецепты лечения коптящего двигателя
Ранее было сообщено, что топливно-воздушная смесь в дизеле перед воспламенением владеет большей неоднородностью по сравнению с бензиновыми двигателями. Бензиновая смесь владеет гомогенным характером, чего не сообщишь про распыленное облако солярки.
Исходя из этого кроме того исправный современный дизельный двигатель все равно более склонен к проявлению дымности.
Какие конкретно меры окажут помощь снизить дымность тёмного выброса дизельного двигателя:
- Смотреть за состоянием воздушного фильтра, своевременно поменять сменный фильтрующий элемент. Особенно не допускать его заливания, преодолевая водные препятствия. В случае если такое произошло, фильтр необходимо основательно высушить либо заменить.
- Проверить герметичность воздушных каналов (шланги, хомуты, интеркулер). Для этого возможно применять велосипедный насос. Создавая давление в заглушенной совокупности при неработающем двигателе, слушать — нет ли шипения воздуха в местах соединений.
- Смотреть за исправностью топливного насоса большого давления (ТНВД), в случае подозрений произвести его стендовую диагностику.
- Осуществлять контроль состояние топливных форсунок. Отложения нагара на распылителе легко найти визуально, сняв форсунку с головки блока. При необходимости их направляться отремонтировать.
- В случае если двигатель дергается на холостых оборотах, либо при резком открытии дросселя наблюдаются провалы, обратите внимание на электромагнитный датчик ЕГР (совокупность рециркуляции выхлопных газов).
- Проверить компрессию в цилиндрах, что под силу выполнить самостоятельно.
- На современных дизелях имеется противосажевый фильтр, что нужно систематично очищать и промывать. И, само собой разумеется, вовремя поменять, в то время, когда он выработает срок работы.
Все оттенки светло синий
Обстоятельства происхождения светло синий выброса очень многообразны. Это и нарушения образования топливного факела, и нехорошие условия для его самовоспламенения, и, наконец, попадание масла в рабочую камеру.
Каждому фактору свойствен собственный оттенок дымности.
Выброс светло синий цвета с едким, острым запахом говорит о недостаточной эффективности топливной струи. Часть горючего не сгорает, а вылетает из глушителя в виде небольших капелек, каковые и придают выбросу светло синий цвет.
Но это еще полбеды, поскольку сгорание главной смеси происходит не в воздушном количестве камеры сжатия, а частенько на днище поршня. Не стоит напоминать, что это приведет в ближайшей возможности к его обгоранию, задирам на поверхности цилиндров и к очень недешевому ремонту.
Сизый оттенок выпускных газов говорит о затрудненном самовоспламенении топливной смеси. Во-первых — недостаточное давление (компрессия) в финише хода сжатия.
Главная причина содержится в износе подробностей ЦПГ. Низкая компрессия вызывается кроме этого неплотным прилеганием тарелок клапанов к седлам в результате образования на них нагара.
Во-вторых — недостаточная температура для самовоспламенения благодаря неисправности свечей накаливания.
Наконец, дымок различных оттенков, начиная от светло-голубого и заканчивая густо-синим, показывает на то, что в цилиндрах сгорает масло. Откуда оно попадает:
- из картера двигателя через маслосъемные кольца, если они изношены либо залегли в канавках;
- из клапанной коробки через изношенные маслосъемные колпачки;
- через уплотнения подшипников турбины компрессора;
- из воздушного фильтра при забитой вентиляции картера.
О чем говорит белый шлейф за глушителем
Белый дым из трубы Сикстинской капеллы, где проходят выборы очередного предстоятеля Католической церкви — Папы, информирует паству о том, что новый Отец выбран. Для получения белого дыма кардиналы применяли ранее сырую солому.
Так же и в дизельном двигателе — белый цвет дыма из глушителя говорит о присутствии в очаге (камеры сгорания) воды, в качестве которой выступает охлаждающая жидкость. Обстоятельством попадания тосола либо антифриза в цилиндры дизеля возможно:
- пробитая прокладка головки блока цилиндров;
- сгнивший патрубок охлаждения корпуса дроссельной заслонки.
Дабы проверить эту версию, достаточно открыть крышку расширительного бачка. Подтверждением послужит бульканье жидкости, маслянистая пленка на ее поверхности и запах выхлопных газов.
Помимо этого, уровень жидкости в бачке будет пониженным, а в масляном картере будет какая-то жижа.
Внимание: короткий белый дым по окончании запуска двигателя не есть показателем неисправности двигателя. В этом случае происходит испарение конденсата, появившегося в глушителе при стоянке автомобиля.
То имеется это не дым, а пар.
Неприятность повышенной дымности актуальна для многих дизелей, что позвано изюминками дизельного рабочего такта. Усугубляющим причиной есть заправка некачественным горючим и несвоевременное техобслуживание.
В некоторых случаях обстоятельство дымления реально узнать самостоятельно, окончательный диагноз поставит стендовая диагностика топливной совокупности двигателя и проверка на газоанализаторе.