Рынок или базар?

В отличие от спроса на новые автомобили рынок подержанных машин в Российской Федерации с уверенностью растет. Но необходимо признать, что он еще далек от цивилизованных форматов: подавляющее число сделок содержится через объявления, с рисками как для клиентов, так и для продавцов.

На фоне тяжёлого понижения продаж новых машин вторичный рынок у нас сейчас демонстрирует прямо-таки вдохновляющий рост: согласно данным компании “Автостат”, в 2013 г. в Российской Федерации реализовано 5,6 млн подержанных автомобилей, что на 4% больше, чем годом ранее. В следствии за последние шесть лет продажи бывших в потреблении машин выросли у нас практически в два раза – в 2007 г. количество этого сегмента немногим превышал 3 млн единиц (см. график).

Увы, но кроме того при таком стремительном количественном росте качественные трансформации этого рынка практически незаметны.

БОЛЬШЕ, НО НЕ ЛУЧШЕ

Итак, количественно рынок растет. Изменяется он и содержательно: ясно, что на данный момент тут происходит активное вытеснение транспортных средств исконно российских марок. По результатам 2013 г., на 2,5% снизились продажи моделей Lada, на 10% упал спрос на машины ГАЗ.

Тем более неудивительно, что сходят на нет сделки по машинам “Ока” (–9,5%) и “Москвич” (–14%), каковые уже давно сняты с производства. Но прочно обосновываются на вторичном рынке иномарки, в первую очередь “японцы”.

С громадным отрывом тут лидирует Toyota: в прошедшем сезоне в Российской Федерации на вторичном рынке с приростом 5% было реализовано 670 тыс. автомобилей данной марки, в следствии чего на данный момент любой восьмой реализовываемый б/у автомобиль у нас имеет на себе тойотовский шильдик. Еще более энергично за последний год кроме этого выросли продажи подержанных Шевроле (+15%), Renault (+19%), Kia (+22%), Skoda (+24%), что отражено в приведенной таблице.

Рынок или базар?

Однако эти количественные и содержательные трансформации на рынке подержанных автомобилей фактически никак не отражаются на том, как, фактически, все эти сделки реализуются. Целый процесс поиска машин, их последующего проведения и оценки сделок купли-продажи в Российской Федерации кардинально отличается от того, как это организовано в той же Европе.

Так, в Германии приблизительно 50% продаж подержанных машин приходится на юридические лица. Дело в том, что в том месте, как и в других развитых государствах, обширно распространены лизинговые схемы продаж.

Помимо этого, в европейских странах весьма внушительны количества корпоративных автопарков, каковые всегда подпитывают рынок подержанных авто. В Российской Федерации же на долю юрлиц на вторичном рынке, по данным статистики, приходится всего около 5% продаж.

Имеется у нас и другие отличия, но, пожалуй, основное из них пребывает в том, что на вторичном рынке так же, как и прежде подавляющий количество продаж совершается в форме прямой сделки между продавцом и покупателем.

ИЗ РУК В РУКИ

Приходится признать: рынок подержанных авто в Российской Федерации на данный момент скорее похож на рынок: по оценкам аналитиков, около 90% сделок на нем совершается методом покупателя контакта и прямого продавца (в большинстве случаев через объявления в сети). И только около 10% приходится на цивилизованные методы продаж: через салоны дилеров автомобилей и специализирующихся на данной деятельности компаний.

Но это очень маленькая часть – в развитых европейских государствах через дилеров продается не меньше 60% всех подержанных автомобилей, а в некоторых случаях данный показатель доходит кроме того до 80–90%. И это притом, что в принципе “базарный” способ продаж подержанных автомобилей весьма рискован и неудобен как продавцам, так и клиентам.

Так как он формирует землю для мошенничества, криминала. Сделка тут похожа на лотерею: в случае если повезет, тебе выплатят всю обещанную сумму за автомобиль (в то время, когда ты его реализовываешь незнакомцу).

А вдруг берёшь, то нет гарантии, что не нарвешься на машину со скрытым недостатком, в противном случае и с криминальным прошлым.

Наряду с этим процесс введения огромного пятимиллионного русского рынка подержанных автомобилей в цивилизованные рамки до тех пор пока буксует. Да, многие дилеры включились в данный бизнес, они предлагают широкий спектр услуг по trade-in – приобретения б/у автомобиля клиента в зачет цены нового.

Либо вторая занимательная новация: многие дилеры сейчас предлагают услугу необходимого выкупа по фиксированной цене получаемого автомобиля по окончании определенного срока эксплуатации. В этом случае клиент знает, что, скажем, через пару-тройку лет его машину обязательно дилер купит по оговоренной заблаговременно цене.

Вывод специалиста

Игорь Мацкевич, начальник направления машин с пробегом “Фольксваген Груп Рус – Автомобили ”

В числе обстоятельств того, что официальные дилеры зарубежных брендов не всегда с радостью занимаются одолжениями trade-in, мы видим нынешнее состояние отечественного автопарка. Он большей частью складывается из автомобилей русских марок, к тому же и в почтенном возрасте.

Реализовать таковой автомобиль через салон сложно, тем более что их потенциальные клиенты и сами значительно чаще ориентируются только на объявления. А вот обладатели “молодых” иномарок достаточно довольно часто идут к дилерам, дабы реализовать либо обменять на новую модель уже имеющуюся машину, – они знают, что независимый поиск клиента связан с потерей и рисками времени.

Лидируют в сегменте trade-in Санкт Петербург и-Москва, где часть сделок по машинам с пробегом через автосалоны велика. Но и в русских регионах обладатели иномарок все более деятельно переходят на эргономичную и надежную форму приобретения-продажи посредством официальных дилеров.

Но данный процесс возможно ускорить и вывести на новый качественный уровень, в случае если законодательно закрепить правило, в соответствии с которому дилеры будут реализовывать машины с пробегом с гарантией. Так, к примеру, сделано в Германии.

Что же касается цены, то, во-первых, польза клиента не всегда определяется как раз этим показателем. В частности, посредством trade-in человек экономит время, приобретает возможность и качественный сервис сходу пересесть в новую машину.

Наряду с этим, реализовывая автомобиль через салон, он избежит таких неприятностей, как множество звонков и встреч с потенциальными клиентами, рискованные тест-драйвы. Это особенно актуально, в то время, когда речь заходит о дорогих моделях.

Помимо этого, необходимо осознавать, что trade-in – это услуга финансирования клиента и, как каждая услуга, она не может быть бесплатной.

Имея громадный интернациональный опыт в данной сфере, марка Volkswagen предлагает обитателям России комплексную программу по реализации машин с пробегом Das WeltAuto. Все автомобили, предлагаемые в рамках программы, проверяются по стандартам концерна Volkswagen, и любая из них реализуется с гарантией и гарантией мобильности.

Наряду с этим производитель компенсирует дилерам затраты на проведение сделок с применением trade-in.

В развитие рынка подержанных автомобилей включаются и мировые производители машин. Они внедряют передовой опыт в данной области, обучают дилеров оценивать уровень качества б/у автомобиля по апробированной на Западе методике.

Приходят на российский вторичный рынок и большие свободные зарубежные компании. В частности, уже пара лет пробует развивать собственный бизнес по продаже “бэушных” автомобилей чешская ААА Auto. Но все эти упрочнения до тех пор пока, увы, не приводят к ощутимым итогам.

Из-за чего?

ПОУМЕРИТЬ АППЕТИТЫ

Растолковывая нежелание обладателей сдавать подержанные автомобили в автосалоны, дилеры говорят о таком явлении, как &на данный момент;инертность мышления” потребителя. Мол, продавец и покупатель привыкли к продаже подержанных автомобилей через объявления.

В один момент участники рынка кивают на дополнительные трудности – к примеру, отсутствие единой базы залоговых авто. Неприятность в том, что многие подержанные машины, предлагаемые к продаже, являются приобретёнными в долг (что не погашен) и находятся в залоге у банков.

Помимо этого, в отличие от продаж новых автомобилей пока не весьма развита и совокупность кредитования сделок на вторичном рынке. Банки до сих пор почему-то не всегда с радостью дают займы и берут в залог неновые автомобили, что кроме этого есть сдерживающим причиной развития этого сегмента рынка.

Вправду, все эти трудности “имеют место быть”. Но дилеры не желают сказать о том, что, пожалуй, главный момент, сдерживающий цивилизованное развитие вторичного авторынка в Российской Федерации, – неумеренные аппетиты этих самых дилеров.

В случае если взглянуть, какие конкретно суммы они предлагают за выкуп б/у автомобиля и какую маржу они стремятся приобретать на их перепродаже, делается светло, из-за чего массовый потребитель отнюдь не горит жаждой воспользоваться услугой trade-in.

Пример из судьбы. Сравнительно не так давно мой знакомый решил поменять автомобиль. Дилер внес предложение приобрести его пятилетний Ford Focus за 330 тыс. рублей, но автовладелец отказался и скоро реализовал по объявлению эту же машину за 400 тыс.

Получается, дилер в этом случае желал взять практически 20% настоящей рыночной стоимости автомобили. Не через чур ли громадные аппетиты?

Ясно, что, в случае если автомобиль, пускай и подержанный, пробуют забрать по очевидно заниженной цене, его обладатель будет стремиться сбыть его за сумму, максимально приближенную к объективной, пускай и по объявлению. Не смотря на то, что, конечно же, грубо говоря ему было бы эргономичнее собственную ветхую машину в салоне и уехать из него на новой.

Быть может, игрокам все же направляться умерить аппетиты, прекратить гоняться за сверхприбылями и начать предлагать клиентам вправду удачные условия сотрудничества? Тогда и “инертность мышления” скоро провалится сквозь землю, и клиенты в салоны потянутся, а российский вторичный автомобильный рынок прекратит напоминать рынок и купит цивилизованные формы.

MotorPage.ru

НОЧНОЙ РЫНОК В ТУРЦИИ. GRAND BAZAR.


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: