Сергей целиков: поводы для оптимизма («ведомости»)

Я начну с того, что происходит в мире. А в мире всё прекрасно, никакого кризиса нет. За первое полугодие прирост глобального авторынка – 3%.

В каких-то государствах рост имеется и 10%, и 15%, в каких-то государствах имеется и минусы. Из больших рынков минус у нас, в Бразилии и маленький минус в Японии.

Но при количестве рынка в 5 млн единиц плюс/минус 3–5% для японского автопрома не так страшно. Европа отлично растет.

Другими словами возможно констатировать, что отечественный кризис – локальный, возможно заявить, что он рукотворный и, значит, как-то из него возможно выйти.

Легковой рынок в текущем году падает чуть посильнее, чем рынок легких коммерческих машин, грузовых, автобусов.

Структура рынка [легковых автомобилей] всем в далеком прошлом понятна, но в ней происходят кое-какие трансформации. Фаворит у нас остается прошлый – «АвтоВАЗ». Но суммарно Hyundai и Kia его уже опередили. И самая реализовываемая машина уже не Lada, а Kia Rio и Hyundai Solaris – они бьются за самые верхние строки.

В случае если сказать [про марки калужского автокластера], я весьма рад за Volkswagen и Skoda, каковые достаточно стабильно держатся в данной непростой ситуации, и около них смогут формироваться поставщики, около них возможно дальше что-то еще локализовывать. Так же, как и прежде с каждым годом премиальный сегмент себя ощущает лучше, чем массовый, падение в нем ниже: не 16, а 8%.

Это показывает, что в кризис бедные беднеют стремительнее, а у богатых деньги имеется, они держатся. Другими словами они меняют автомобили более довольно часто, чем люди, у которых их мало, так скажем.

Что окажет помощь рынку расти

Я разложил главные факторы, каковые будут оказывать влияние на динамику продаж следующего года. Что я отнес к хорошим.

Первое – это низкая база на данный момент. Мы в текущем году падаем где-то до 1,3 млн машин. Это уровень 2004 либо 2003 г., т. е. это уровень 13 лет назад.

От данной низкой базы возможно отталкиваться вверх. В среднем за последние 10 лет люди каждый год брали 1,8 млн машин.

Последние два года продажи значительно ниже данной планки, это показывает, что формируется некоторый отложенный спрос. Неясно, в какой момент он выстрелит, но наряду с этим он формируется.

И вот данный накапливаемый отложенный спрос я отношу к хорошим факторам, каковые смогут дальше стимулировать рынок к росту.

Следующее – устоявшийся цикл смены машин, его я отношу к хорошим факторам. Это был хороший 3–6-летний цикл смены машин.

на данный момент срок владения автомобилем возрастает до 4–7 лет. Мы проанализировали структуру парка по срокам владения. Треть (31%) обладают машиной 10 лет, не меняя ее. Лишь 20–30% реализовывают ее через 2–3 года. Остальные – в диапазоне от 3 до 10 лет владения.

Исходя из этого данный цикл имеется, но он не распространяется на все 100% обладателей машин. Сегодняшний цикл смены автомобилей – 2009 года выпуска, 2010-го, начала 2011-го, их меньше в парке. на данный момент неспешно приходит время смены автомобилей 2012–2013 гг., этих автомобилей большое количество.

А также с учетом того, что срок владения возрастает, люди, каковые все-таки меняют автомобили, – их увеличиться. И исходя из этого за счет этого я ожидаю, что будет рост рынка.

И наконец, последний хороший фактор – стабилизация нефтяных котировок, за ней стабилизация рубля, это вселяет определенные надежды на то, что и динамика рынка может измениться в хорошую сторону.

Что мешает рынку расти

Но наряду с этим полно отрицательных факторов, каковые давят на рынок и не дают ему подниматься. Прежде всего это падение доходов населения.

При том что затраты растут [поразительными] темпами. Смотреть за уровнем инфляции по Росстату – это не то.

Мои затраты индивидуальные выросли приблизительно на 30%.

Следующий отрицательный фактор – это рост цен на машины, где-то на 35% стоимости в среднем выросли. И в случае если на данный момент оценивать рынок в деньгах по стоимостям этого года и прошлого года за восемь месяцев, он на однообразном уровне: люди израсходовали столько же денег, но приобрели меньшее количество автомобилей по более большой цене.

Экономическая и, что крайне важно, политическая ситуация на данный момент, мягко говоря, нестабильная. Это громадный отрицательный фактор, что на фоне общемирового роста не разрешает нам двигаться вперед.

Из этого же – санкции, каковые давят и давят.

Психотерапевтический фактор – он и в плюс, и в минус трудится. Другими словами людям хочется поменять машины.

Одновременно с этим психология показывает, что наподобие всё не хорошо, не время поменять.

Валютная составляющая

Средняя удельная стоиость на автомобиль выросла на 35%, а валютный курс изменился намного больше. 14 лет мы жили при стабильном долларе – 30+.

Последние 2,5 года живем в другом коридоре, перешли на другой уровень: американский доллар подорожал практически в 2 раза, евро – процентов на 70–80%, остальные валюты – также в этом диапазоне. Исходя из этого стоимостей ниже уже не будет: не обращая внимания на уровень локализации, не обращая внимания на другие факторы, валютная составляющая в автомобиле довольно высокая.

И с выходом новых автомобилей на рынок мы будем замечать, что средняя удельная стоиость автомобиля будет продолжать расти, расти и расти. Это данность, деваться нам некуда.

Нефть внушает оптимизм

Корреляция стоимости одного бареля нефти и продаж машин всегда присутствует. Падают стоимость бареля нефти – падают продажи автомобилей. Стоимость бареля нефти стабилизируются – стабилизируется автомобильный рынок.

Имеется корректирующие факторы – к примеру, введение программ стимулирования. Но главным есть цена барреля нефти.

Что радует: нефть стабилизировалась, колеблется, но вверх. И Я ожидаю предстоящего колебания нефти в верхний диапазон до $60, позже, возможно, и до $70, до $80 за баррель.

Так мы выходим на уровень 1,3 млн реализованных автомобилей в текущем году – чуть-чуть выше среднего ожидания по текущему году. И дальше я ожидаю роста – или весьма мелкого, или достаточно стремительного.

Я всегда был пессимистом и показывал неизменно отрицательные [сценарии]. Но сейчас я ко мне приехал с оптимистичными мыслями.

Я не разглядываю сценарий войны, я не разглядываю сценарий предстоящего обвала нефти, я надеюсь, что Минпромторг какие-то меры помощи в будущем году сделает. Другими словами я оптимист.

Сергей целиков: поводы для оптимизма («ведомости»)

Создатель – директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков

«Ведомости»

Дискуссия. Назад в будущее: что нам принес 2016 год и к чему подготовиться в 2017-м


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: