Слабый стимулятор
Национальная программа частичного субсидирования ставки по автокредитам не смогла без шуток поддержать падающий рынок.
Запущенный летом проект, призванный стимулировать затухающий спрос, "Наверное," не оправдал ожиданий. По крайней мере, об этом свидетельствуют как следствия продаж, так и выводы наибольших игроков авторынка.
Напомним, льготные кредиты выдают на приобретение новых машин ценой до 750 тысяч рублей. Программа практически всецело охватывает массовый сегмент.
Помимо этого, последовательность производителей машин при помощи дочерних банков расширили рамки специальные предложения до миллиона рублей и так создали дополнительные стимулы для роста продаж в низком и среднем ценовых сегментах.
Еще пара месяцев назад эксперты консалтинговой компании "PricewaterhouseCoopers" прогнозировали, что с учетом возобновления льготного автокредитования сокращение продаж если сравнивать с прошлым годом составит от полутора до трех процентов (вместо шести, если бы программу не запустили). Другие специалисты думали, что государственная программа станет толчком к созданию конкурентных продуктов, и приведет к понижению ставок по вторым кредитам, что в итоге позитивно скажется на неспециализированном состоянии рынка.
Но чуда не случилось. По результатам продаж за девять месяцев рынок провалился на семь процентов.
И надежд, что тренд значительно поменяется до Января этого года, фактически не осталось. Хорошую динамику в массовом сегменте (в первой десятке по продажам) продемонстрировали лишь три компании: "Renault", "Kia" и "Hyundai". У остальных падение составило от двух до 19%.
Другими словами льготные автокредиты не смогли сдержать негативную тенденцию. Не смотря на то, что их хорошее влияние дилеры все-таки почувствовали. на данный момент уже разумеется: если бы государственную программу не запустили, падение точно бы превысило десятипроцентную планку.
Но, все равно участники рынка очевидно не ожидали столь вялой реакции клиентов на так именуемые недорогие кредиты. Без шуток оказать помощь аутсайдерам они не смогли.
А фавориты рынка собственные позиции.
– Программа не смогла без шуток расшевелить спрос, – отмечает управляющий директор "Шевроле Российская Федерация и СНГ" Александр Мигаль. – Но хороший эффект все равно ощущается. К примеру, 40% машин "Шевроле" продаются в долг.
Тут собственную роль играется и отечественная личная льготная программа.
– По госпрограмме у нас оформляется 54 процента кредитов, – констатирует региональный представитель "Citroёn" Жан-Луи Шамла. – По большей части такую денежную услугу применяют клиенты компактных машин B-класса.
– Запуск государственные программы не оказал влияние на количество выданных кредитов, – вычисляет управляющий директор "Kia Motors Rus" Артем Гусаров. – Так как мы и без того предлагаем и хорошие кредитные ставки, и приемлемые стоимости. Не смотря на то, что статистика все равно хорошая: в сентябре количество льготных кредитов у нас составлял 60 процентов от общего числа кредитования.
Разумеется, что эффект стимулятора неспешно ослабевает. И быть может, совсем не так долго осталось ждать он по большому счету не будет заметен для большинства дилеров.
– В соответствии с отечественной статистике, часть кредитов за последний год возросла на 17 пунктов и достигла 53 процентов, – резюмирует председатель совета директоров холдинга "Рольф" Татьяна Луковецкая. – Но льготная программа не смогла оказать помощь рынку в целом. Она стимулировала, в большинстве случаев, B-сегмент, остановив в нем падение продаж.
Но в остальных падение длится. Особенно выражена эта тенденция в С-сегменте.
До Января этого года обстановка вряд ли изменится.
Согласно точки зрения Татьяны Луковецкой, ответственное влияние на продажи на данный момент оказывает психология клиентов, каковые не спешат покупать новые машины. Так как они традиционно ожидают новогодних продолжения и распродаж ценовых войн, развязанных в прошедшем сезоне.
Тогда для дилеров все средства были хороши, только бы избавиться от огромных складских запасов. Причем заявленные в конце прошлого года скидки действуют до сих пор.
Дилерская маржа в массовом сегменте в следствии упала до предела, предстоящий демпинг фактически неосуществим (без помощи производителей машин). А клиенты тем временем терпеливо ожидают новых, дополнительных скидок.
Их, как говорит Луковецкая, уже не будет – сейчас дилеры и производители осмотрительнее заполняют склады. Исходя из этого и опустошать их без промедлений в текущем году не потребуется. Но в то время, когда это осознает клиент, дилеры сообщить затрудняются.
Быть может, познание придет уже в следующем году. А текущий год будет закрыт "в минус".
Исключением из рыночного тренда станут пара марок премиум-сегмента, демонстрирующих уверенный рост. К примеру, у "Mercedes" он образовывает внушительные 20%.
Разъясняется успех прежде всего тем, что существенно расширив модельную линейку за счет довольно дешёвых моделей, компания с уверенностью отнимает клиентов у производителей в сегменте демократичных марок. Не смотря на то, что формально соперником для них и не есть.
«Клаксон»