Уже не роскошь. еще не средство передвижения («огонек»)
Стартовавший пару дней назад 67-й Франкфуртский интернациональный автосалон имеет шанс стать пределом в истории автопрома. Шутка ли: законодатели автомоды, могучие германские гранды, от Volkswagen до Mercedes, каковые именно на домашнем автосалоне обкатывают главные новинки, запрятали куда подальше собственных дизельных монстров и выкатили на передний замысел электромобили, от элегантного хэтчбека Mini E до электроверсии микроавтобуса VW Kombi, знака поколения 1970-х, дав обещание в недалеком будущем наладить их серийное производство.
Что это – шальная мода, погоня за соперниками либо тяжелая поступь новой научно-технической революции, которая заставляет отказываться от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) кроме того раньше, чем потребитель почувствовал в этом необходимость и пользу? Чтобы выяснить, чем так манит электромобильное будущее, и чем оно нам угрожает, "Огонек" присмотрелся к опыту различных государств и опросил специалистов
Грозовая туча нависла над Россией – более стремительное, чем предполагалось, распространение электромобилей (ЭМ) в мире. Китай уже пара лет делает упор на них.
В Соединенных Штатах компания Tesla, Inc. во главе с молодым предпринимателем Илоном Маском, специализирующаяся на производстве ЭМ, по уровню капитализации уже обошла Дженерал моторс, не смотря на то, что создаёт автомобилей в 100 с лишним раз меньше, чем "классический" автогигант. Японские автомобильные компании серийно производят "гибридные" машины, главная разработка которых – те же ЭМ.
Этим летом пришел черед Европы: страны ЕС, прежде полностью преданные двигателю внутреннего сгорания, к этому июлю приятель за втором стали объявлять о будущем полном переходе к ЭМ: Швеция, Франция, Англия. Да и ведущие германские автокомпании, фавориты авторынка, также собираются в возможности всецело избавиться от бензиновой и дизельной "зависимости"…
Все это делается для экологии, и исходя из этого кроме того низкие стоимость бареля нефти не остановят прогрессирующий тренд: нефть обязана утратить собственный суть. А ведь сейчас более чем 50 процентов нефти, добытой во всем мире, употребляется как раз другими видами и автомобилями транспорта.
Значит, добрая половина спроса испарится, и стоимость бареля нефти не просто упадут, а упадут – до дна. Как это скажется на России, для которой доходы от продажи углеводородов и нефтяной экспорт – одна из баз экономического благополучия, вопрос риторический.
Нет, вы сообщите, никакого апокалипсиса не произойдёт – дескать, потребность в углеводородах некуда не убежит, поскольку и для выработки электричества они нужны. Это действительно, но сейчас только 5 процентов нефти расходуется на производство электричества, а солнце, другие источники и ветер энергии все активнее замещают углероды.
Сейчас Германия, к примеру, снабжает до 30 процентов электричества такими средствами, Дания рассчитывает поднять эту планку до 50 процентов к 2020 году, а Япония собирается расширить долю возобновляемых источников в производстве электричества до 24 процентов к 2030-му. Само собой разумеется, нефть нужна для производства нефтехимических продуктов, но и здесь появляется альтернатива – целлюлозное нановолокно.
В его производстве Российская Федерация имела возможность бы стать мировым фаворитом, кстати, но никаких перемещений к этому, увы, не отмечается.
Неужто россияне уподобятся пассажирам "Титаника", каковые танцевали кроме того по окончании фатального столкновения с айсбергом? Так как достаточно произвести нехитрый подсчет, дабы понять серьезность положения.
Лишившись экспорта углеродов, к примеру, сможет ли Российская Федерация продолжать импорт нужных товаров? В 2016-м импорт в Российской Федерации суммарно оценивался в 184 млрд американских долларов, тогда как российский "неуглеродный" экспорт (оружие, зерно и пр.) приносил приблизительно 108 миллиардов долларов.
Так вот вопрос: вот эту дыру практически в 80 млрд как и чем планируется закрывать? Так как необходимо принимать в расчет еще один принципиальный момент: налоги, поступающие в русского казну от экспорта и производства нефти, составляли (в различное время) от 35 до 50 процентов национальных доходов.
И в случае если данный "столп" покачнется, государство должно будет значительным образом уменьшать собственные социальные обязательства, а людям придется туго затягивать пояса. Каковы тут вероятные последствия – для граждан, власти, страны?
Мне смогут возразить: не следует переживать, в свете на данный момент на подъеме инновационный тренд, искусственный интеллект и роботы будут скоро создавать и распределять все, чего народ требует. Российская Федерация богата ресурсами, вот роботы и начнут добывать руду, позже плавить ее, ковать все, что нужно, изготавливать каждые товары…
Все правильно, но что в случае если "безнефтяные времена" наступят, а Российская Федерация так и не успеет сейчас создать и выпустить "в поле" собственные роботы, а чужие не на что будет импортировать из зарубежа? Как выйти из капкана тогда?
Разумеется: тут ничто, не считая упрочнений самого народа, не выручит – ни снятие западных санкций, ни технологии японцев, ни деньги китайцев не будут спасением. Лишь готовность добиться цели собственными упрочнениями станет единственным залогом успеха.
А рецепты выхода имеется. Чтобы обеспечить себе необходимые валютные ресурсы для импорта, достаточно будет занять определенные ниши в мире по производству сенсоров, методов для ИИ, лазерных устройств, новых конструкционных материалов (как упомянутое уже целлюлозное нановолокно) и сжиженного водорода, произведенного с применением недорогих нефти и газа.
Потребуется еще более активная помощь развития разнообразные одолжений, что обеспечит пополнение и занятость национальных доходов. Но нужно поторопиться: прогнозные ожидания полного перехода на ЭМ к 2050 году смогут сильно измениться – борьба на Западе и в Китае неминуемо данный порог будет приближать.
А стоимость бареля нефти уже начали предвосхищать данный роковой тренд…
P.S. Хорошая новость: в то время, когда данный номер подписывался в печать, поступила информация, что русский инжиниринговая компания Drive Electro и японская Toshiba на интернациональной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 в Москве договорились по гарантийному сроку на литий-титановые аккумуляторные батареи для электрического публичного транспорта.
Эти батареи созданы и производятся Drive Electro с применением аккумуляторных ячеек Toshiba Electronics специально для московской мэрии в рамках реализации Меморандума о создании Национального консорциума развития независимого подключенного электрического транспорта, подписанного правительством РФ и столичным правительством на полях Петербургского международного экономического форума в июне этого года. На выставке была представлена кроме этого созданная данной компанией зарядки и станция и электробус "второго поколения" KAMAZ-6282 c литий-титановыми аккумуляторными батареями Drive Electro.
«Огонек»