Выхлоп классовой борьбы
С 1 января 2013 года в Российской Федерации должен быть прекращен выпуск горючего экологического класса "Евро-2" и ниже. Но громадна возможность, что производство устаревших бензинов сохранится: нужная модернизация всех российских НПЗ и создающих бензин нефтебаз так и не была совершена.
Прошлые попытки перехода на "Евро-3" не увенчались успехом кроме этого из-за неготовности нефтяников.
Новая история
В начале 90-х годов Российская Федерация вступила в рыночные отношения, и по мере роста благосостояния к нам начало поступать больше иномарок, требовательных к экологическому классу горючего. В 1995 году в ЕС был введен "Евро-2", в 1999-м — "Евро-3", спустя еще шесть лет его поменял "Евро-4".
США, Япония, Республика Корея планомерно принимали все более высокие стандарты качества горючего за Европой. Русский же структура нефтепереработки не имела возможности удовлетворить растущий спрос на все более качественное горючее.
Она была организована в советские годы для потребностей плановой экономики — в основном производства конкретных количеств низкокачественного горючего для обороны и сельского хозяйства.
По окончании распада СССР России досталось 28 нефтехимических фабрик (НПЗ). Практически всем уже тогда было по 20-30 лет, самому новому, Омскому,— 10.
Модернизировать их начали лишь в середине 2000-х, по окончании того как в 2002 году был принят 184-й закон "О техническом регулировании". В соответствии с ним Российская Федерация перед вступлением в ВТО брала на себя обязательства по реформированию совокупности регулирования для того, чтобы стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на внешних рынках.
На базе закона стали появляться технические регламенты с определенными требованиями к продукции. В осеннюю пору 2005 года правительство России утвердило регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, производимой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ".
Тогда же был принят стандарт качества горючего "Евро-2", что действует у нас до сих пор.
Точка перехода
В феврале 2008 года правительством России был утвержден технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому горючему, горючему для реактивных двигателей и топочному мазуту". В соответствии с ним с 1 января 2009 года должен был закончиться выпуск горючего класса "Евро-2" и ниже, все фабрики должны были перейти на выпуск "Евро-3".
Оборот горючего, выпущенного до ввода этого техрегламента, допускался в течение трех лет.
Регламент получил юридическую силу в августе 2008 года и спустя месяц был отменен: нефтяные компании были не готовы произвести реконструкцию фабрик, нужную для выпуска достаточных количеств горючего "Евро-3" в столь сжатые сроки. Впредь до того, что зарубежные поставщики оборудования, нужного для реконструкции, просто не успели бы выполнить заявки русских нефтяников.
Помимо этого, переход на выпуск более качественного горючего не приведет к увеличению дохода нефтяных компаний, наряду с этим он требует от них больших вложений. "Отечественная
налоговая совокупность не стимулирует переход на производство более отличного горючего. Налоги, выплачиваемые Министерству финансов, составляют до 60% цены бензина.
Исходя из этого гнать на экспорт сырую нефть, мазут, ДТ удачнее, чем самим создавать бензин",— отмечает исполнительный директор Российского топливного альянса Григорий Сергиенко.
В соответствии с соглашением, осуждённым между производителями бензина и правительством в осеннюю пору 2011 года, все НПЗ должны всецело перейти на производство горючего класса "Евро-3" 1 января 2013 года. Но перейдут ли и что затем будет — предмет для дискуссий. "на данный момент в Российской Федерации не разрещаеться создавать высокосернистое ДТ, но его все равно создают — по причине того, что реконструкция не совершена.
Что будет по окончании 1 января 2013 года с бензином, не весьма ясно. Я считаю, что до 2018 года у нас в стране ничего не изменится",— говорит Сергиенко.
Чёрная фракция
Всего в Российской Федерации около 25 тыс. АЗС (не считая ведомственных), приблизительно добрая половина из них входит в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), таких как "Газпром нефть", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ, ТНК-BP.
ВИНК руководствуются внутренней логикой бизнеса: планируют конкретные количества добычи нефти, после этого определяют долю, которую пошлют на экспорт, и долю, которая отправится на топливные фабрики. Часть произведенного горючего ВИНК реализовывают на бирже, другой количество поставляется на корпоративные АЗС по внутрикорпоративным стоимостям.
У всех больших нефтяных компаний налажена жестко трудящаяся совокупность контроля качества горючего — в частности, у них имеется особые лаборатории, проводящие широкий спектр изучений.
"Совершённые нами испытания продемонстрировали, что ведущие производители горючего пристально смотрят за его качеством, исходя из этого уровень качества горючего соответствует показателям, указанным в паспорте. Возможно заявить, что, в случае если автомобиль заправляется на официальной заправочной станции известного производителя, неприятностей не будет.
Диагностику качества горючего на вторых станциях мы не создавали",— сказали "Деньгам" в пресс-центре "Nissan Восток".
"Сказать глобально о том, что в Российской Федерации некачественное горючее, было бы неправильно. Кто-кто, а нефтяная и нефтехимическая отрасли у нас в числе локомотивов экономики.
Вернее сказать, что вопросы качества продукции до тех пор пока в приоритете далеко не у всех производителей розничных сетей и автомобильного топлива. В том месте, где за качеством следят, таковой неприятности в далеком прошлом нет.
Разумеется, уровень качества горючего на заправках свидетельствует и об уровне контроля данной отрасли со стороны страны",— вычисляет президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Андрей Петренко.
Так, продавцы и производители машин признают, что некачественный бензин, который может привести к поломке двигателя,— уже большая редкость на розничном рынке. Большинство реализуемого горючего соответствует стандартам и пригодна для применения в самых требовательных моторах (по крайней мере, бензиновых).
АЗС, не входящие в состав ВИНК и не приобретающие от них нефтепродукты напрямую, считаются свободными. У таких станций имеется два метода дотянуться горючее для реализации. Первый — приобрести его на бирже.
В 2011 году помошник премьер-министра Игорь Сечин советовал нефтяникам выставлять на Санкт-Петербургской интернациональной товарно-сырьевой бирже не меньше 15% количества произведенного горючего.
Законодательно данный норматив пробует утвердить Федеральная служба по борьбе с монопозмом — она подготовила соответствующий проект распоряжения правительства, но оно до сих пор не принято. Согласно данным газеты "Коммерсантъ", два года назад на бирже продавалось менее 1% произведенных нефтепродуктов, а в текущем году — около 6%.
По словам же Григория Сергиенко, свободные АЗС реализуют до половины количества горючего, реализовываемого в розницу.
Разумеется, что покрыть половину всего топливного потребления страны только за счет выставляемых на бирже 6% производства нереально. Исходя из этого свободным АЗС приходится приобретать горючее вторым методом — от малых нефтехимических фабрик.
Все НПЗ входят в состав больших нефтяных компаний и поставляют горючее в первую очередь собственным сетям заправок. Свободные АЗС берут горючее на бирже либо на нефтебазах
В Российской Федерации действует около 280 малых НПЗ, каковые, в большинстве случаев, перерабатывают нефть в прямогонный бензин и высокосернистое дизтопливо. В работе малых НПЗ фактически неизменно заинтересована региональная власть: наличие для того чтобы источника недорогого бензина под боком значительно снижает зависимость от монополии нефтяников.
"Право на производство бензина имеется у сотен нефтебаз. Такое разрешение было дано в 2001 году, в то время, когда в ГОСТ "Нефтепродукты. определения и Термины" внесли изменение: поменялся термин "производство нефтепродуктов".
В последней редакции под этим понятием подразумевается "изготовление… любыми методами, а также смешением двух и более марок нефтепродуктов". Разрешения на производство бензинов выдаются бессрочно и не учитывая мнения производителей и покупателей машин.
Совокупности контроля качества бензина у нас в стране нет и создано не будет: существующий технический регламент этого не предусматривает",— поведали "Деньгам" в пресс-центре ОАО АВТОВАЗ.
Присадки в прямогонный бензин додают на нефтебазах. По большому счету, присадок, повышающих октановое число прямогонного бензина, большое количество, и многие из них вредны для современных двигателей — впредь до опасности полного выхода из строя.
К примеру, имеется довольно недорогой антидетонатор — ферроцен. Он может значительно повысить октановое число бензина и сделать горючее дороже, но наряду с этим осаждается на свечах зажигания, выводя их из строя.
В моторе появляются пропуски воспламенения, несгоревшая смесь вспыхивает в нейтрализаторе — появляется опасность возгорания автомобиля, не говоря уже о том, что на зимней автостраде возможно .
В теории выходы из ситуации существуют. Нефтяники уже начинают вспоминать о том, дабы передать собственные АЗС на внешнее управление.
Тогда все продавцы бензина окажутся в равных условиях: никто не будет получать бензин по внутрикорпоративным стоимостям, он будет поставляться на биржу. По идее это поспособствует формированию здоровой конкурентной среды, которой на данный момент нет.
Но, существует еще вариант — поменять налоговую совокупность так, дабы свободным компаниям было невыгодно создавать горючее. Кстати, запрет на выпуск горючего стандарта ниже "Евро-3" ударит в первую очередь по нефтебазам: техническое оснащение большинства из них не разрешит производить горючее требуемого качества по приемлемой цене.
"В случае если нереально брать обычное горючее по конкурентоспособной цене, приобретать какой-то налоги и доход платить, значит, будут брать некачественное горючее, красть где-то, смешивать. Это закон рынка: имеется спрос — будет предложение.
В обязательном порядке. Дабы решить проблему, необходимо уже в итоге стратегически определиться.
В случае если у нас будет национальное регулирование, в случае если мы, так сообщить, возвратимся в СССР, распределяя количества горючего конкретным потребителям, то останутся лишь вертикально интегрированные нефтяные компании, а небольшой бизнес обязан будет или продаться, или закрыться. Тогда неприятности с качеством горючего провалятся сквозь землю",— подмечает Григорий Сергиенко.
22.10.2012. Коммерсант Деньги