Авторынок сбивает с колес
Российский авторынок продолжает торможение – в сентябре рост составил только 26% против 32% в августе. На этом фоне начали падать продажи бюджетных моделей. Похожая обстановка наблюдалась на рынке перед его обвалом в кризис.
Дилеры уверены, что это "шторм" и "со второй половины 2012 года повторится обстановка 2008 года". Аналитики более сдержаны в оценках.
Они уверены в том, что делать выводы до тех пор пока рано и "стоит отследить обстановку в ближайшие пара месяцев".
День назад Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обнародовала информацию о продажах новых машин в сентябре. Они увеличились всего на 26%, в то время как в августе рост составил 32%, а в первом полугодии – 56%.
Наибольший игрок, АвтоВАЗ, по большому счету не продемонстрировал роста. Наряду с этим среди зарубежных брендов в прошлом месяце сменился фаворит. Им стал Hyundai, увеличивший продажи на 88%. Шевроле, что удерживал первое место с апреля, опустился на второе.
Отрыв составил 29 автомобилей, но росли продажи в два раза медленнее, чем у Hyundai. На третье место наряду с этим вырвался Nissan, что полностью оправился от последствий весенних катаклизмов в Японии и сместил на строке ниже собственного партнера Renault.
Но с Renault фактически сравнялся Volkswagen, продажи которого в прошлом месяце были нежданно высоки (11,9 тыс., рост – 96%). Еще в августе германский концерн не попадал в пятерку фаворитов и уступал Toyota.
Kia, которой в прошлом месяце предрекали бурный рост в связи с запуском новой модели Rio, наоборот, не оправдала ожиданий: компании удалось реализовать 11,9 тыс. автомобилей, продажи выросли всего на 14%. Глава "Фаворит-Моторс" (официальный дилер Шевроле, Kia, Peugeot, Опель) Владимир Попов связывает низкие продажи Kia с тем, что "ветхие модели Kia Rio в Российской Федерации закончились, а новые еще не выпущены в нужном количестве".
Помимо этого, в Россию не поступает "в достаточном количестве" популярная модель Kia Cerato.
Так, в первые строки рейтинга вырвались производители машин среднего ценового класса – Hyundai, Nissan и Volkswagen. "Средняя цена этих машин образовывает от 400-600 тыс. руб., и по сей день это самый реализовываемый диапазон,– говорит Михаил Пак из ИК "Атон".– Показательно, что на данный момент самым реализовываемым автомобилем в Российской Федерации есть Hyundai Solaris, цена которого в зависимости от комплектации колеблется от 399 тыс. до 639 тыс. руб.". В сентябре в Российской Федерации было реализовано 9,3 тыс.
Hyundai Solaris.
Наряду с этим продажи бюджетных моделей, к примеру Renault Logan, Daewoo Nexia, Opel Astra, Lada Priora и Lada Kalina, начали понижаться если сравнивать с прошлым августом, продажи Шевроле Aveo сократились на 31% по отношению к началу осени прошлого года. "Продажи бюджетных моделей вправду упали, это самый чуткий рынок , и на высокую волатильность валютных котировок он реагирует первым, – отмечает обладатель дистрибуторской компании "Квингруп" Ленур Ислямов. – К тому же на данный момент до 50% машин бюджетного сегмента покупаются в долг, но в последние месяцы банки стали существенно реже выдавать автокредиты именно той категории клиентов, которых смогут интересовать недорогие модели".
Согласно точки зрения Владимира Попова, "до выборов" авторынок будет демонстрировать стабильный рост продаж на уровне 20-25%, но "со второй половины следующего года всецело повторится обстановка 2008 года". Дилер автомобилей поясняет, что продажи компаний, каковые чувствуют себя неуверенно на рынке, быстро снизятся, а большие производители машин, наоборот, нарастят собственные доли. "Фаворитами рынка останутся Шевроле, Hyundai, Kia, Renault и Nissan, каковые будут всегда бороться за первые места", – вычисляет господин Попов.
Аналитики более консервативны в оценках обстановки на русском авторынке. "Имеется опасения того, что рынок просядет в следующем году, но чтобы делать окончательные выводы, стоит отследить обстановку в ближайшие пара месяцев, все будет зависеть от происходящего во всемирной экономике", – думает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". Он поясняет, что с окончанием программы утилизации спрос начал смещаться от самых бюджетных моделей в сторону более дорогих, исходя из этого замедление их продаж пока не показательно.
Основной управляющий директор "Рольфа" Татьяна Луковецкая согласна, что для прогнозов "самые показательным будет последний квартал – он традиционно самый деятельный для авторынка, потому, что на продажах скажется наличие и сезонный фактор спецпредложений в последних месяцах года". Но Ленур Ислямов уверен в том, что по окончании кризиса 2008 года обстановка на авторынке изменилась а также в четвёртый квартал года продажи машин "смогут не продемонстрировать большого роста".
По его расчетам, до Января этого года рост рынка будет колебаться в районе 20%, а в 2012-м может составить 10-12%. "Шторм на рынке длится и может начаться с новой силой, потому, что кризис в 2008 году не закончился полностью",– додаёт господин Ислямов.
В большинстве наибольших государств Западной Европы автопродажи в сентябре уже сократились: в Испании – на 1,3%, во Франции – на 1,4%, в Англии – на 0,8%. В Италии, денежное положение которой по окончании Испании и Греции стало новым объектом обеспокоенности, продажи автомобилей упали на 5,7%.
Исключением стала Германия, где за сентябрь было зарегистрировано 280,8 тыс. новых машин, что на 8% больше, чем годом ранее. Как сказано в заявлении германской автомобильной ассоциации VDIK, "хороший итог был достигнут благодаря росту как частных регистраций – на 5%, так и коммерческих – рост на 15%".
Однако, если сравнивать с августом, в то время, когда автопродажи в Германии выросли на 18% к августу прошлого года, сентябрьские эти говорят о замедлении темпов роста продаж.
«Коммерсант»