Авторынок свалился в штопор

Российский рынок легковых и легких коммерческих машин в октябре упал на 38,5% до 129 958 шт., направляться из опубликованного во вторник отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это не самое сильное падение в 2015 г. К примеру, в марте рынок упал на 42,5% (см. график).

Но падение улучшается: в августе продажи уменьшились на 19,4%, в сентябре – на 28,6%.

Как ни необычно, в этом падении АЕБ винит стабильный рубль. Так как из-за падения национальной валюты в августе люди поспешили в автосалоны.

Что не имело возможности не отразиться на продажах «будущих периодов», приводятся в сообщении АЕБ слова главы комитета производителей машин ассоциации Йорга Шрайбера. Еще одной обстоятельством он вычисляет приостановку государственные программы обновления парка (скидки на новые автомобили при утилизации либо обмене ветхих).

Формально она действует до конца 2015 г. Но деньги, обещанные на ее продолжение во втором полугодии 2015 г., еще не поступили. Документы все еще подготавливаются, поясняли источники «Ведомостей».

Автомобильные концерны, дабы поддержать продажи, предоставляют скидки за собственный счет, но кое-какие из них сократили их размер. К примеру, «АвтоВАЗ» в октябре их снизил в два раза – до 20 000–25 000 руб.

Рынок очень сильно просел кроме этого из-за понижения платежеспособности, подмечает топ-менеджер одной из мультибрендовых дилерских компаний. «А те люди, у которых имеется деньги на приобретение автомобиля, уходят от потребительской к сберегательной модели», – додаёт он. Об этом же говорит и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Среди марок, входящих в топ-10, особенно очень сильно в октябре упали продажи машин Nissan (минус 49%), Toyota (минус 48%) и Lada (минус 46%). Кроме того УАЗ, прежде показывавший рост продаж, сократил их в октябре на 23%.

Падение продаж Lada связано в первую очередь с эффектом высокой базы, растолковывает представитель «АвтоВАЗа»: годом ранее в Российской Федерации стартовала государственная программа обновления парка. Благодаря ей вырос спрос на машины в первую очередь бюджетного сегмента.

В октябре 2014 г. продажи Lada выросли на 1% при падении рынка практически на 10%, согласно данным АЕБ. Среди вторых обстоятельств текущего сокращения продаж Lada – понижение размера скидок, рост цен на автомобили «АвтоВАЗа» в августе – сентябре на фоне сдерживания стоимостей главными его соперниками в Российской Федерации – Hyundai и Kia, перечисляет дилер российского автоконцерна.

Плюс появился отложенный спрос на Lada – люди ожидают появления в продаже новинки Vesta, додаёт Беспалов (продажи начнутся в ноябре). Согласно его точке зрения, из-за высокой базы 2014 г. очень сильно просели в продажи и октябрь японских марок.

Представители Nissan (минус 2% в октябре 2014 г.) и Toyota (0%) на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Корейская Kia, второй по размеру игрок на рынке, в октябре сократила продажи на 17%. «Некое понижение количеств продаж машин Kia связано с неспециализированной экономической обстановкой, и частично отмечается на фоне высокой базы финиша прошлого года», – поясняет представитель марки. Лучше рынка себя ощущает и Hyundai, находящаяся на третьем месте – минус 8%.

Представитель марки на вопросы «Ведомостей» не ответил. «Падение в текущем октябре позвано высокой базой октября прошлого года, – говорит и представитель УАЗа. – Это первенствовал месяц продаж нового «Патриота», запуска программы утилизации, а также в этот период действовали спецусловия на приобретение прошлого поколения «Патриота».

На фоне падающего спроса автомобильные заводы уменьшают количество дней и рабочих смен. К примеру, Ford Sollers с середины ноября практически на два месяца приостановит выпуск машин на двух собственных наибольших фабриках в Российской Федерации.

Во вторник в массмедиа появились сведенья, что с 18 декабря практически на месяц может приостановить Автоваз и выпуск «автомобилей». Но представитель предприятия это опровергает: «АвтоВАЗ» будет трудиться до 31 декабря, а по окончании новогодних каникул уйдет в классический корпоративный отпуск, что, как и в начале 2015 г., продлится семь дней.

Из-за результата высокой базы динамика падения рынка в ноябре – декабре будет на уровне октября, считает сотрудник одного из автозаводов. По оценке Беспалова, продажи упадут более чем на 40%, согласно точки зрения одного из дилеров – на 50–60%.

В заключительные месяцы 2014 г. появился ажиотажный спрос из-за девальвации рубля: люди стремились приобрести автомобили до увеличения стоимостей, плюс в Россию хлынули клиенты из Белоруссии и Казахстана, напоминают они.

«АвтоВАЗ» предполагает, что его продажи в 2016 г. будут на уровне этого года. На это же рассчитывает и Kia.

Но «спрос будет зависеть от экономической обстановки и от национальной помощи отрасли, в случае если таковая помощь будет», подчеркивает представитель компании. «Мы согласны с базисными прогнозами развития российского автомобильного рынка и не ожидаем в 2016 г. его роста», – сообщил представитель BMW. Беспалов более оптимистичен: он допускает 5–10%-ный рост рынка.

Авторынок свалился в штопор

«Ведомости»

Неожиданный штопор


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: