Автоваз перегоняют за границу
"Ростехнологии" наконец согласовали условия продажи АвтоВАЗа альянсу Renault-Nissan. Он консолидирует 50,01% акций завода через СП с госкорпорацией, в котором возьмёт 67%. Сделка обойдется Renault-Nissan в $750 млн плюс к уже израсходованному на приобретение блокпакета АвтоВАЗа $1 млрд.
В рамках нынешней сделки завод оценен в два раза выше рыночной стоимости. Вместо "Ростехнологии" дали согласие растянуть на 20-30 лет выплату АвтоВАЗом беспроцентного кредита на 46 млрд руб.
Но параметры сделки еще смогут измениться – вчерашнее соглашение только протокол о намерениях, не имеющий юридической силы.
Альянс Renault-Nissan, государственная корпорация "Ростехнологии", "Тройка Диалог" и АвтоВАЗ подписали день назад в Париже протокол о намерениях по созданию совместного предприятия, через которое альянс возьмёт "косвенную мажоритарную долю" в автозаводе. Соглашение предполагает, что Renault-Nissan и "Ростехнологии" внесут в СП собственные пакеты акций АвтоВАЗа.
После этого альянс в пара этапов до 2014 года положит в СП около $750 млн (приблизительно $450 млн придется на Nissan и $300 млн – на Renault), каковые отправятся на приобретение дополнительных акций АвтоВАЗа у "Тройки Диалог".
На конец марта "Ростехнологии" обладали 28,98% акций АвтоВАЗа, Renault-Nissan – 25%, "Тройка Диалог" – 20,14%. Такое соотношение долей сложилось по окончании допэмисси АвтоВАЗа на 17,4 млрд руб., которая была закрыта в феврале.
В следствии сделки к середине 2014 года Renault-Nissan возьмёт 67,13% акций СП, которое будет осуществлять контроль 74,5% акций АвтоВАЗа (остальные акции СП достанутся "Ростехнологиям"). В пресс-релизе сторон подчеркивается, что эти договоренности пока не имеют "необходимой юридической силы".
Участники сделки рассчитывают подписать окончательные соглашения и создать СП "к концу 2012 года при условии получения одобрений со стороны регулирующих органов".
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что "с учетом доли в 67,13%, которую возьмёт Renault-Nissan в СП", осуществляющем контроль 74,5% АвтоВАЗа, "действенная часть альянса в капитале завода составит 50,01%". Часть "Ростехнологий" окажется ниже блокирующей – около 24,5%.
Но источники "Ъ" среди акционеров АвтоВАЗа уверяют, что государственная корпорация все-таки сохранит блокирующий пакет.
Наряду с этим "Ростехнологии" дали согласие на реструктуризацию кредитов АвтоВАЗа, каковые завод взял в качестве господдержки в кризис. В пресс-релизе говорится, что беспроцентный кредит "Ростехнологий" "в размере приблизительно 46 млрд руб. продлен на большой срок".
В Renault пояснили "Ъ", что стороны договорились о продлении сроков "на 20-30 лет". Но порядка 7 млрд руб., каковые будут взяты в следствии грядущей продажи непрофильных активов АвтоВАЗа, отправятся на выплату долгов перед "Ростехнологиями".
"$750 млн, каковые потребуются Renault–Nissan для консолидации контрольного пакета, предполагают оценку АвтоВАЗа на уровне $3 млрд, что в два раза превышает рыночную цену",– отмечает Владимир Беспалов. День назад капитализация АвтоВАЗа на ММВБ-РТС составляла 37,7 млрд руб.
В 2008 году блокирующий пакет завода обошелся Renault в $1 млрд. "Вероятнее, нынешняя большая цена обусловлена важным продлением сроков выплат долга АвтоВАЗа, и тем, что Renault–Nissan приобретает контроль над одним из наибольших производителей машин в Восточной Европе",– вычисляет аналитик.
Но другие инвесторы вопреки ожиданиям оценили сделку быстро очень плохо. День назад на ММВБ-РТС обычные акции АвтоВАЗа за сутки снизились в цене на 7,1%, привилегированные – на 12,8%, на протяжении торгов падение достигало 11% и 15% соответственно.
Михаил Пак из "Атона" связывает это с тем, что сделка будет "практически пролонгирована на два ожидания и года скорой развязки, каковые были у инвесторов, не оправдались". Помимо этого, аналитик отмечает, что многие миноритарии имели возможность ожидать в недалеком будущем оферты со стороны Renault–Nissan, которая по закону обязана случиться при консолидации более 30% и более 50% акций, но долгий срок закрытия сделки и создание совместного предприятия, через которое возьмёт контроль альянс в АвтоВАЗе, "имели возможность привести к, что оферта по большому счету не будет выставлена".
Согласно точки зрения управляющего партнера коллегии юристов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрия Чернякова, оферта миноритариям АвтоВАЗа должна быть выставлена в любом случае. "По закону АО обязанность выставить публичную оферту появляется у того лица, которое совместно с аффилированными лицами увеличит долю в АвтоВАЗе выше 30%. Закон императивно предписывает выставление оферты иным акционерам общества в этом случае.
Так, в случае если сегодняшний блокирующий пакет Renault будет внесен в СП, то оферту должно будет выставить как раз оно",– вычисляет юрист. Согласно его точке зрения, избежать оферты в подобном случае возможно лишь через "серые схемы владения", но вряд ли на это отправится Renault–Nissan.
Но, отмечает Михаил Пак, пока по большому счету рано совсем делать выводы о конфигурации сделки. Оговорка о том, что достигнутые день назад соглашения не имеют "необходимой юридической силы", свидетельствует, что альянс "берет время до Января этого года, что совершить глубочайший due diligence АвтоВАЗа и окончательно решить", наряду с этим объявление о сделке как раз на данный момент, незадолго до инаугурации президента Владимира Владимировича Путина, "могло быть обусловлено а также политическими обстоятельствами".
Того, что Renault–Nissan еще будет обдумывать параметры сделки, не скрывают и ее участники. В их пресс-релизе говорится, что альянс "в ближайшие пара месяцев займется проверкой денежных, юридических и экологических качеств" деятельности АвтоВАЗа.
«Коммерсант»