Автозаводы ищут, чем занять рабочих на деньги правительства
Под давлением правительства, пробующего не допустить массовых сокращений персонала, промышленники выстраиваются в очередь за новым антикризисным инструментом – 52,5 млрд руб., заложенными на обеспечение временной занятости и переобучения работников. Автомобильные концерны уже начали оформлять запросы на высвобождение более 10 тыс. человек, схему желают применять КамАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и "Соллерс".
Их опытом собираются воспользоваться и другие машиностроители. В целом средств может хватить на содержание практически 730 тыс. человек до Января этого года.
Но эффективность инструмента приводит к вопросам: работники смогут приобретать за счет страны в среднем в три раза меньше собственной зарплаты – около 8 тыс. руб. в месяц.
Во вторник произошло совещание комиссии по интеграции и экономическому развитию под управлением первого помошника премьер-министра Игоря Шувалова, на котором, например, обсуждались меры помощи российских производителей автомобилей. Обращение шла о программах утилизации, госзакупок, стимулирования лизинга, но "центральной темой было сопровождение вероятно высвобождаемых работников", сказали "Ъ" в аппарате первого помошника премьер-министра: "Игорь Шувалов делал упор на том, что нельзя допустить увольнений квалифицированных сотрудников, каковые будут необходимы на фирмах по окончании того, как восстановится спрос".
Среди главных мер рассматривались дообучение и переобучение, привлечение на общественные работы, переезд и развитие самозанятости к новому месту трудоустройства.
Согласно данным "Ъ", более детально тема обсуждалась в эту пятницу на заседании у помошника премьер-министра Ольги Голодец и министра труда Максима Топилина. Источники "Ъ" говорят, что в условиях неосуществимости массовых сокращений персонала автомобильные концерны (АвтоВАЗ, КамАЗ, "Соллерс" и несколько ГАЗ) претендуют на часть из 52,5 млрд руб., заложенных в стабилизиционом замысле правительства для обеспечения временной занятости работников, каковые находятся под риском увольнения, их стажировки и переобучения (замысел кроме этого предусматривает до 30 млрд руб. на выплату пособий по безработице).
"Речь заходит о том, дабы сохранить не задействованных на производстве работников в штате, но занять их, к примеру, переобучением либо увеличением квалификации",– говорит один из источников "Ъ" на авторынке. Второй собеседник "Ъ" уточняет, что сотрудники смогут трудиться параллельно неполную рабочую неделю либо вовсе не принимать участие конкретно в производстве, а зарплаты им будут выплачиваться из бюджетных средств на уровне прожиточного минимума.
Эти условия оговорены в распоряжении правительства от 22 января. В Минтруде пояснили "Ъ", что субсидии будут доводиться до фирм через регионы.
Чтобы получить их, местные власти должны представить программы с мерами по понижению напряженности на рынке труда. До тех пор пока, уточнили в министерстве, аналогичных заявок не было – сперва регионы должны собрать данные от фирм.
Сокращения в автопроме начались в 2014 году на фоне падения рынка на 10%. АвтоВАЗ сократил порядка 13 тыс. человек, на заводе Ford Sollers во Всеволожске выгнаны с работы 700 сотрудников, на петербургском Дженерал моторс – около 500.
В текущем году участники рынка ожидают его падения на 20-30%. АвтоВАЗ заявил о сокращении еще 1,1 тыс. человек.
Уже около 200 человек выгнаны с работы с завода Volvo Trucks в Калуге. День назад поступила информация, что Nissan собирается сократить 357 сотрудников.
В КамАЗе подтвердили "Ъ", что уже направили собственную программу высвобождения сотрудников влияниям Татарстана. В документе указаны график потенциальных временных возможности и работ по обучению приблизительно для 10 тыс. человек.
С 6 февраля КамАЗ уже сам ввел общественные работы по пятницам (с 24 ноября 2014 года на заводе четырехдневный рабочий график), за них сотрудники приобретают по 800 руб. в сутки. УАЗ (входит в "Соллерс") кроме этого представил предварительную заявку на 350 миллионов рублей.
При департаменте занятости Ульяновской области уточнили, что "до тех пор пока о конкретной сумме сказать рано, региональная программа еще не готова". В Ford Sollers (объединяет российские производства Ford и часть фабрик "Соллерс") кроме этого "заинтересованы в дополнительных мерах помощи персонала в текущих условиях".
Обсуждает условия получения субсидий с областным и тольяттинским министерствами и центрами занятости и АвтоВАЗ. Количество высвобождаемых сотрудников на заводе не уточняют.
Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что "проводится оценка вероятного понижения занятости на фирмах и прорабатывается программа обучения сотрудников на период падения количеств производства для сохранения высокотехнологичных рабочих мест".
За автоконцернами подтягиваются и другие машиностроители: помощник генерального директора корпорации НПК "Уралвагонзавод" Алексей на данный момент сказал "Ъ", что компания кроме этого обратилась с инициативой в правительство Свердловской области выделить 600-650 миллионов рублей. для обеспечения временных рабочих переобучения и мест до 5 тыс. сотрудников предприятия в Нижнем Тагиле.
Одновременно с этим источники "Ъ" в автопроме подчеркивают: механизм предоставления субсидий до тех пор пока непонятен. В Минэкономики "Ъ" сказали, что нормативные акты, касающиеся механизмов выплат, сейчас "находятся в разработке".
Любой регион устанавливает собственный прожиточный минимум, к примеру, в Самарской области – это 8557 руб., в Свердловской – 8934 руб., в Ульяновской – 7918 руб., в Нижегородской – 8077 руб. в Татарстане – 7440 руб. Так, теоретически с марта по декабрь в рамках данного стабилизиционого инструмента правительство может избавить от увольнения около 729 тыс. человек.
Но Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что среднестатистическая заработная плата квалифицированного сотрудника автомобильного завода приблизительно в три раза больше – 20-30 тыс. руб., исходя из этого вряд ли посредством субсидий удастся реально избежать социальной напряженности. Эта мера, думает аналитик, возможно лишь временной – не более чем на три месяца.
За данный срок автопрому и другому машиностроению точно не удастся переломить кризисные тенденции.
«Коммерсант»