Детальный разбор
В Российской Федерации цены на фирменные автозапчасти выше, чем во многих развитых государствах. Сделать их более дешёвыми может официальное разрешение свободным импортерам ввозить уникальные подробности.
Российский рынок автомобильных запчастей имеет нешуточные количества: согласно данным компании “Автостат”, в 2012 г. объем так именуемого вторичного рынка автокомпонентов (подробностей для уже произведенных автомобилей) превысил в стране 21 млрд американских долларов, причем данный показатель в среднем возрастает на 10–15% в год.
Продажи автозапчастей в Российской Федерации, непременно, бизнес удачный. В первую очередь, условия эксплуатации автомобилей у нас тяжелые: на повышенный износ подробностей воздействует и жёсткий климат, и нехорошие дороги, и не всегда качественное горючее.
Не следует забывать и о очень сильно устаревшем автопарке – возраст приблизительно половины колесящих по отечественным автострадам авто превышает десять лет. В пользу продажи запчастей говорит и повышенная возможность аварий: она в Российской Федерации одна из самых высоких в мире.
Специфика эксплуатации автомобиля определяет и структуру рынка запчастей – более его трети занимают три вида подробностей: шины (их нужно поменять зимний период и летом), масла и рабочие жидкости (их также из-за негативного климата рекомендуется обновлять чаще, чем в других государствах), и подробности подвески (тут уж комментарии излишни).
Потом по популярности идут фильтры, запчасти для тормозной совокупности, трансмиссии, рулевого управления, подробности кузова, электрооборудование, аккумуляторная батареи, сцепление и т.д. Что же касается неприятностей развития рынка автокомпонентов, то, пожалуй, самая громадная – это массовая продажа подделок.
Участники рынка говорят, что в некоторых сегментах на долю контрафактной продукции приходится до 20% сбыта. Часть большая, не смотря на то, что она уже куда меньше, чем было еще в 2000-х – тогда данный показатель превышал 50%.
Вывод специалиста
Дмитрий Косенко, начальник отдела запасных частей ЗАО “Чери машины РУС”
В то время, когда неофициальные поставщики привозят настоящие запчасти, это значит, что они приобретены у больших дилеров марок страны-экспортера, потому, что купить товар у производителя они не смогут – для этого нужен договор с официальным импортером. Другими словами “неофициалы” не смогут поставлять запчасти, адаптированные для России.
А ведь многие машины отличаются от рынка к рынку, а также по таким узлам, как двигатели, трансмиссии, подвеска. Подобные нюансы сторонние поставщики или не знают, или скрывают.
Были случаи, в то время, когда автовладельцы, приобретя такие подробности, выяснялись одураченными, потому, что запчасти не подошли к машине, официально импортированной в Россию. Что касается разрешения на параллельный импорт, другими словами пример: одно время в Соединенных Штатах лицензию на статус официального сервиса марки имел возможность взять фактически любой, и уровень качества гарантийного обслуживания упало, а пострадали в первую очередь клиенты.
В нашем случае вероятно чрезмерное падение цен на запчасти и одновременный продукции и резкий рост объёмов. Помимо этого, это может привести к негативной реакции официальных дилеров, как было в начале 2000-х, в то время, когда они сворачивали деятельность в области обслуживания автомобилей.
В итоге проиграли потребители.
Привет от монополиста
С тем, что нужно бороться с подделками, согласны, думается, все. Но имеется и очень спорная неприятность – поставки так называемых уникальных запчастей.
Такими подробностями именуют компоненты, производимые на авторизованных производителями машин фабриках, под их контролем и с соответствующей маркировкой. Наблюдатели утверждают, что в Российской Федерации на долю уникальных запчастей приходится 20–30% всего рынка, тогда как 50–60% количества приходится на так именуемые запчасти-аналоги.
Это подробности, каковые смогут выпускаться на том же заводе, что и уникальные, но уже не под контролем автомобильных брендов, а потому они не маркируются их фирменными логотипами. Соответственно, аналоги смогут поставлять в Россию фактически каждые компании.
А вот вопрос о том, кто может импортировать уникальные запчасти, у нас приводит к жарким дискуссии.
Производители машин утверждают, что лишь они через собственные дочерние дистрибьюторские компании есть в праве импортировать в Россию уникальные запчасти, потому, что они имеют их товарные символы. Наряду с этим подчеркивается, что за ввезенные как раз так уникальные запчасти автомобильные торговые марки несут ответственность, тогда как поставленные “неизвестно кем” такие же уникальные подробности уже не гарантированно имеют необходимое уровень качества.
Вывод специалиста
Олег Рябцев, региональный директор подразделения автомобильных диагностического оборудования и запчастей Bosch
Продукция, импортируемая Bosch, официально проходит все нужные процедуры сертификации, но этого не всегда придерживаются сторонние импортеры, почему ввозимая ими продукция может не соответствовать установленным требованиям. В принципе, наша фирма придерживается правил, дабы цены на продукцию для дилеров были на одном уровне в мире при подобных условиях закупок.
В случае если отличие и имеется, то она в большинстве случаев обусловлена спецификой государств, например, изюминками налоговой и таможенной совокупностей. Сейчас мы представлены фактически во всех регионах России, и потребителю нет необходимости искать запчасти за рубежом.
Но для нас принципиально важно, дабы запчасти были уникальные, и главная задача – не допустить ввоза поддельной продукции. А существующие ограничения разрешают отслеживать ввозимые товары и мешать ввозу подделок.
Ясно, что свободные компании с этим не согласны. Они утверждают, что и сами смогут брать уникальные запчасти в других государствах и ввозить в Россию, наряду с этим уровень качества продукции зависит от производителя, а не от импортера (что логично).
Все дело в том, говорят свободные поставщики, что производители машин желают приобретать сверхприбыли, частично делясь ими со собственными авторизованными дилерами. И приводят цифры: в среднем уникальные запчасти в Российской Федерации на 20–30% дороже, чем в развитых государствах.
Имеется и возмутительные примеры: скажем, топливный насос большого давления для популярного японского джипа в Российской Федерации официально продается за 200 000 рублей (6500 долларов), тогда как в Объединенных Арабских Эмиратах эта же подробность стоит менее 2000 долларов. Из-за чего русский потребитель обязан столько переплачивать?
Это ущемляет его права, заявляют свободные поставщики.
В Европе данной проблемой в далеком прошлом занялись власти: еще в середине 90-х в Европе было введено четкое регулирование того, кто и как может ввозить и реализовывать уникальные запчасти. И на производителей машин в том месте (в угоду потребителям) были наложены важные ограничения.
В Российской Федерации же до тех пор пока однозначного ответа страны нет, а потому действует противоречивая правоприменительная практика. С одной стороны, у нас провозглашена свободная торговля, с другой – имеется юридические нормы о защите товарного символа, которыми может воспользоваться производитель.
Время от времени свободные компании на риск и свой страх ввозят такую продукцию и поставляют ее в магазины. Но производители машин иногда подают в суд, требуя конфискации и штрафов аналогичного товара.
И были случаи, в то время, когда автомобильным брендам получалось добиться уничтожения и ареста поставляемых без их ведома уникальных запчастей. Но время от времени суд поднимался на сторону свободного импортера, но в любом случае на время судебных слушаний товар был арестован и поставщик нес большие убытки.
Вывод специалиста
Олег Арестов, начальник аксессуаров и департамента запчастей ООО “Субару Мотор”
Вопрос параллельного импорта, а также на законодательном уровне, решается уже более десяти лет. Дело в том, что эффект от него как инструмента для обеспечения свободной борьбе по так именуемому правилу ex officio вероятен лишь при условии всецело прозрачной и идеальной законодательной базы, а также по отношению к деятельности таможенных компаний и органов-импортеров.
К сожалению, пока существующая законодательная база не готова обеспечить правило ex officio у нас, соответственно, и сказать о легализации параллельного импорта в Российской Федерации рано. Так как от его введения прежде всего смогут пострадать автовладельцы, потому, что возрастет импорт запчастей, попросту не предназначенных для машин, поставляемых на российский рынок.
Увеличатся и поставки устаревших и поддельных подробностей, что может воображать опасность для жизни людей, установивших их на собственные автомобили. Что же касается большой цене владения автомобилем, то списывать это только на стоимости запчастей некорректно.
Сейчас возрастают налоги, штрафы, цена парковки, топлива, введен утилизационный сбор на машины.
Возможно и дешевле
Но, вопрос не исчерпывается только автомобильным рынком. Многие эксперты и бизнесмены показывают, что неприятность “параллельного импорта” актуальна и в других сферах.
Из-за чего, задают вопросы они, свободные поставщики не смогут ввозить в страну брендированные лекарства? Либо брендированную бытовую электронику?
Так как в этом случае товар розничным клиентам обойдется дешевле, соответственно, подобные поставки в интересах миллионов россиян.
Увы, власти республики в вопросах “параллельного импорта” никак не смогут занять четкую позицию. Иногда представители одних ведомств осуждают идею ввоза брендированных товаров свободными компаниями, говоря о том, что таковой подход может подорвать в Российской Федерации бизнес мировых корпораций.
Другие же госслужащие, наоборот, призывают бороться с монополией больших зарубежных компаний и разрешать импорт их товаров через свободные компании, что может содействовать и конкуренции, и понижению конечной цены. Cвоя правда имеется у каждой стороны этого спора.
Основное, дабы в итоге он был разрешен не в ущерб потребителю.
MotorPage.ru