Иномарки тормозят

Иномарки тормозят

Российский рынок машин продолжает быстро уменьшаться. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин, упавшие в 2014 г. на 10,3%, за восемь месяцев этого года уменьшились на треть, гласят эти Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Столь сильное падение связано с ухудшением экономической обстановке в стране а также из-за событий около санкций и Украины против России, и понижением стоимости одного бареля нефти и снижением курсу российской нацвалюты, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В ситуации неопределенности многие потребители стараются отложить приобретение таких дорогих товаров, как автомобили, напоминает он.

Если бы не эти факторы, падение рынка, начавшееся еще в 2013 г., в текущем году имело возможность бы смениться ростом, подмечают исполнительный директор и Беспалов «Автостата» Сергей Удалов.

Шок в автопроме

Резкая девальвация рубля, случившаяся за последний год, ударила в первую очередь по зарубежным автоконцернам: не обращая внимания на снизившийся спрос, им было нужно поднимать цены на автомобили.

В легковом сегменте особенно очень сильно, по оценке PwC, в ноябре 2014 г. – январе 2015 г. подорожали машины Дженерал моторс (GM): модели Опель в среднем стали дороже на 56%, Шевроле – на 52%. Главной проблемой GM стала низкая локализация производимых в Российской Федерации машин, бOльшая часть комплектующих завозилась.

Локализация автомобилей GM, выпускавшихся в Санкт-Петербурге, составляла приблизительно 20%, сказал представитель GM. И эта компания первая объявила, что сворачивает бизнес в Российской Федерации.

Она законсервировала завод в Петербурге и остановила контрактное производство на мощностях партнеров – калининградского «Автотора» и нижегородского ГАЗа. А с 2016 г. на русском рынке закончатся официальные продажи всех моделей Опель и массовых Шевроле.

на данный момент GM распродает остатки массовых автомобилей и договаривается о компенсациях с другими контрагентами и дилерами. Действительно, обещает продолжать поставки комплектующих и сервисное обслуживание в Российской Федерации всех собственных моделей.

Следом за GM стало известно о приостановке производства корейских SsangYong – их по контрактной схеме производило СП «Соллерса» и японской Mazda во Владивостоке. «Соллерс», дистрибутор марки у нас, приостановил закупки машинокомплектов, дабы разгрузить склады дилеров. на данный момент запасы нормализовались и компания обещает возобновить сборку SsangYong еще в осеннюю пору.

Летом на втором СП «Соллерса» – с японской Mitsui – закончилась сборка джипа Toyota Land Cruiser Prado. Рассматривались разные сценарии, а также переход к сборке полного цикла, но партнеры «не нашли эти решения жизнеспособными» в средне- и долговременной возможности, растолковывал представитель Toyota.

Эта модель сейчас лишь импортируется.

Под ударом была русский сборка Мазда на СП «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» во Владивостоке: в мае было приостановлено воздействие соглашения о промсборке «из-за ненадлежащего выполнения обязательств», говорит представитель Министерства экономики. «И не просто воздействие приостановлено – отозвано целевое (заключение Минпромторга о целевом назначении ввозимых товаров. – «Ведомости»), т. е. компания лишилась таможенных льгот», – подчеркивает он. Обстоятельство в том, что компания не предоставила акт ввода производственных мощностей в срок, предусмотренный соглашением.

Сборка длится, но СП приходится ввозить машинокомплекты по простым таможенным ставкам. «Что касается последствий, то, потому, что это отзыв целевого (т. е. компания лишилась таможенных преференций), возмещать им ничего не нужно. Штрафы никакие не предусмотрены», – поясняет представитель министерства.

В сегменте коммерческих машин также не обошлось без сенсаций: в начале года шведский концерн Volvo Group заявил об остановке на неизвестный срок автомобильного завода в Калуге, на котором выпускались тяжелые грузовики Volvo и Renault. Складские запасы, как и при с SsangYong, удалось нормализовать лишь к осени.

На конференции «Ведомостей» «Автоэволюция 2015» генеральный директор Volvo Group в Российской Федерации Питер Андерссон сказал, что производство возобновится с 1 октября, и это случилось.

Наибольший российский автопроизводитель – «АвтоВАЗ» также в течение 2015 г. повышал цены. Последнее удорожание, четвертое по счету, случилось 1 сентября.

Но машины Lada за счет громадной локализации (в среднем – около 80%) остаются дешевле иномарок и чувствуют себя лучше рынка. По результатам января – августа продажи марки в стране упали на 26%, часть подросла на 1,7 п. п. до 17,3%, гласят эти АЕБ.

В следующем году компания ожидает продажи на уровне 2015 г. Особенные надежды «АвтоВАЗ» возлагает на новинки: Lada Vesta, выпуск которой стартовал в Ижевске 25 сентября, и Xray – выпуск начнется в декабре в Тольятти (подробнее см. стр. 9).

В частности, с их помощью компания планирует увеличить долю на наибольшем в Российской Федерации региональном рынке – столичном, и на третьем по величине – петербургском. Согласно точки зрения одного из дилеров Lada, новинки при адекватных цене и качестве разрешат расширить долю марки на рынке в 2–3 раза.

на данный момент на машины Lada приходится 6% неспециализированных продаж автомобилей в Москве и 9% в Петербурге, приводил эти президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон.

Домкрат для рынка

Для поддержания спроса на автомобильном рынке российское правительство продлило в 2015 г. государственную программу обновления парка (при сдаче ветхой автомобили в утилизацию либо по схеме trade-in возможно взять скидку при покупке новой автомобили). В текущем году для компенсации скидок, предоставляемых производителями машин, было предусмотрено 20 млрд руб.

Но программа была такой популярной, что, к примеру, у группы ГАЗ ограничения закончились еще летом, а у других были близки к исчерпанию. В итоге компании попросили расширить финансирование программы.

До Января этого года правительство может выделить еще 2,5 млрд руб., сказал торговли и министр промышленности Денис Мантуров.

Помимо этого, весной была возобновлена государственная программа льготного автокредитования, в рамках которой клиенты смогут приобрести машины (ценой до 1 миллионов рублей. и выпущенные на территории Евразийского экономического альянса) по сниженной процентной ставке – отличие компенсируется банкам из бюджета.

В текущем году показался и новый инструмент господдержки – программа льготного автолизинга, снижающая размер начального взноса. Деньги (3,5 млрд руб.) также скоро разошлись, и сейчас ожидается поступление дополнительных 1,5 млрд руб.

Параллельно государство продолжает программы субсидирования закупки регионами газомоторной техники (их главные производители у нас – «группа» и Камаз ГАЗ), компенсации ЖД тарифов для доставки машин, производимых на Дальнем Востоке, в центральные регионы России (проекты «Соллерса» и его партнеров), субсидирования ставок по инвесткредитам и проч.

В сегодняшней ситуации государственная помощь автопрому и рынку конкретно нужна, комментируют Беспалов и Удалов. Правительство исходит из того, что за текущим падением продаж машин случится резкий отскок, в следствии большинство созданных в стране мощностей по выпуску машин окажутся востребованными, подмечает Беспалов.

на данный момент их загрузка (за редким исключением, как, к примеру, трудящийся на полную мощность завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус» в Петербурге) не превышает 50%.

Одной господдержки, конечно, не хватит, продолжает Беспалов. Автоконцернам нужно оптимизировать затраты, повышать локализацию производимых в Российской Федерации автомобилей, снижать издержки, уменьшать долговую нагрузку, реструктурировать активы, включая продажу непрофильных активов, перечисляет он. «И, непременно, крайне важное направление – это развитие экспорта», – подчеркивает специалист.

Российский рынок весьма волатилен и расширение зарубежных поставок разрешит сделать бизнес более устойчивым, снизить валютные риски и получить на девальвации рубля тем компаниям, у которых высокая степень локализации, говорят Беспалов и Удалов.

Государство также стимулирует увеличение локализации – за счет соглашений о промсборке, разрешающих ввозить автокомплектующие по льготным (обычно – нулевым) пошлинам. В обмен компании должны расширить мощности, достигнуть как минимум 60%-ной локализации производимых в стране автомобилей (по «новым» соглашениям), а также за счет комплектации трети автомобилей местными двигателями и (либо) коробками передач.

В рамках этих соглашений в осеннюю пору 2015 г. в Российской Федерации открылось сходу два завода бензиновых двигателей. Совместное предприятие Ford Sollers выстроило в Татарстане, рядом с одним из собственных автозаводов, моторный завод мощностью 105 000 моторов в год (в будущем увеличится до 200 000 шт.) и ценой $275 млн.

Концерн Volkswagen также открыл завод моторов рядом со своим автозаводом – в Калуге, его мощность – 150 000 моторов в год, инвестиции в проект составили 250 миллионов евро.

Всё на экспорт

Развитие экспорта в числе приоритетных направлений именуют и сами производители машин. За весь год экспорт группы ГАЗ может увеличиться практически на 50%. «Камаз» планирует нарастить зарубежные поставки на 10%.

А вот замыслам «АвтоВАЗа» удвоить экспорт в 2015 г. не суждено сбыться, признал сравнительно не так давно Бу Андерссон. Более 80% экспорта приходилось на Казахстан, и в 2015 г. официальные продажи машин в этом государстве быстро сократились из-за серого импорта из России – девальвация рубля сделала для обитателей данной республики приобретение машин в Российской Федерации более удачной.

на данный момент таковой пользы нет – в августе тенге также девальвировали. Но это создало автопроизводителям новую проблему: снизилась платежеспособность на рынке Казахстана.

его «партнёру» и Акционеру Автоваза по альянсу – Renault до тех пор пока удается увеличивать экспорт: по результатам восьми месяцев он подрос практически на 20% – в основном благодаря усилению позиций марки на растущем белорусском рынке.

Генеральный директор «ПСМА рус» (совместное предприятие PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors) Жан-Кристоф Маршаль и Питер Андерссон из Volvo Group уверены в том, что экспортировать из России необходимо не только готовую продукцию, но и локально производимые автокомпоненты, дабы поддержать их выпуск в Российской Федерации в условиях падения сокращения производства и автомобильного рынка автомобилей. По этому пути идет и концерн Volkswagen: он планирует отправлять из России детали двигателей.

Планируя расширять экспорт, компании ожидают от страны помощь. В первую очередь это относится выплате части логистических затрат, помощи в понижении ввозных пошлин в тех либо иных государствах – к примеру, посредством соглашений о территориях свободной торговли.

Генеральный директор Volgabus Алексей Бакулин кроме другого ратует за проектное финансирование экспортных поставок. «Нам необходимо сейчас финансировать не только закупку отечественной техники, но еще и создание сборочных производств. Для нас это очень важный нюанс, по причине того, что автомобильную технику без аналогичных сборочных производств нереально», – растолковывает Бакулин.

Он утвержает, что фактически все договора, подписанные Volgabus, действуют по совокупности 50 + 50: «Другими словами 50% – это поставка, готовые автобусы и 50% – это досборка автобусов уже на существующих площадках в тех государствах, куда мы поставляем».

Китайская Fuyao Glass Industry Group, выстроившая в Калуге завод автомобильного стекла и планирующая экспортировать 2/3 его продукции, требует правительство облегчить таможенную процедуру, разрешающую льготно ввозить компоненты для выпуска в Российской Федерации продукции, отправляемой на экспорт.

Дополнительные меры помощи экспорта на данный момент прорабатываются в правительстве. Новые инструменты разрабатывают и сами компании.

К примеру, несколько ГАЗ совместно с Росэксимбанком запустят за границей (на начальной стадии – в Белоруссии и Казахстане) программу льготного автокредитования. Предполагается, что Росэксимбанк будет предоставлять банкам-партнерам кредитные линии по низкой ставке, а те, со своей стороны, будут выдавать розничные кредиты по льготной ставке, пояснял «Ведомостям» глава банка Дмитрий Голованов.

«Ведомости»

Полиция забирает машины на европейских номерах? — Абзац! — 26.08.2016


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: