Иномарки врежутся в бюджет

Иномарки врежутся в бюджет

"Ъ" стали известны подробности урегулирования одной из главных неприятностей вступления России в ВТО – промсборки машин. При формальном сохранении условия локализации производства для зарубежных автомобилестроительные компаний в 60% реально они смогут закупать в Российской Федерации лишь 35% подробностей.

По сути, это тот же уровень, что и в ветхом режиме промсборки, что был годом ранее ужесточен. Наряду с этим воздействие ветхих соглашений, истекающих в 2016 году, возможно продлено до 2018 года, а срок новых уменьшится на два года.

Но затем государство будет субсидировать автомобильные концерны на сумму потерянных льгот. В целом они с 2012 года на промсборке смогут сэкономить более $5 млрд.

День назад в Женеве был одобрен протокол о присоединении России к ВТО. Само вступление России в организацию, вероятнее, случится на министерской конференции 15-17 декабря.

Одной из главных, обсуждавшихся до последнего неприятностей, мешавших вступлению в ВТО, был действующий в Российской Федерации с 2005 года режим промсборки машин. Он разрешает автоконцернам ввозить в страну комплектующие для производства автомобилей по нулевым либо сниженным таможенным пошлинам. "Ъ" стали известны подробности финальных договоренностей сторон.

Дискуссия шла по трем главным вопросам – срокам действия соглашений, подписанных в текущем году, требуемому Россией уровню локализации (часть компонентов русского производства) и судьбе ветхих соглашений о промсборке, подписанных до 1 января 2009 года. Дело в том, что в последних числах Декабря Российская Федерация без шуток ужесточила условия режима промсборки.

В частности, уровень локализации вырос с 30% до 60% (обязан достигаться поэтапно). Был и ряд других новых условий, но исполнение их, утверждают источники "Ъ", родные к переговорам по ВТО, нормам организации не противоречит.

Либеральные ветхие соглашения о промсборке (подписан 31 документ) действуют в среднем до 2015-2016 годов. Новые должны были функционировать до 2020 года.

ЕС потребовал сократить сроки новых соглашений до 2016 года и значительно снизить процент локализации по ним, а ветхие соглашения, напротив, продолжить до срока действия новых соглашений. По срокам ветхих соглашений, говорит один из собеседников "Ъ", финального ответа нет, но зафиксировано, что Российская Федерация "разглядит возможность" их продления еще на два года, другими словами в среднем до 2018 года.

По новым соглашениям (их подписано 12) срок действия таможенных льгот сокращен – кроме этого до 2018 года. Но зарубежные концерны не понесут дополнительных затрат.

Как поведал "Ъ" источник в одном из соответствующих министерств, затраты производителей на оплату пошлин будут компенсироваться из бюджета. Собеседник "Ъ" сказал, что подобная схема компенсации пошлин уже трудится в ходе проекта "Сколково".

В том месте возмещение пошлин происходит по окончании того, как резиденты представят документы о том, что назначение этих товаров соответствовало статусу инновационного центра. Второй источник "Ъ", привычный с обстановкой, уточнил, что прорабатывается механизм "прямого перечисления денег" от Министерства финансов Федеральной таможенной работе, что ускорит выплаты и разрешит автопроизводителям избежать "лишних бюрократических процедур".

Источники "Ъ" говорят, что летом на протяжении переговоров обсуждалось пара вариантов компенсаций таможенных пошлин, а также выдача автопроизводителям "скидочных купонов", которыми возможно будет оплачивать пошлины. В качестве альтернативы рассматривалось предоставление "бюджетных ссуд на создание либо модернизацию производственной линии автокомпонентов либо создание производства компонентной базы", софинансирование проектов зарубежных инвесторов, предоставление инвестору готовой инфраструктуры для производства либо частичное освобождение компании от уплаты налогов.

Но на данный момент все собеседники "Ъ" говорят как раз о прямых субсидиях либо расчетах между министерствами.

Глава русском делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков сказал "Ъ", что "до тех пор пока механизм компенсации совсем не выяснен", но "вариант субсидий производителям – один из вероятных". По оценкам Михаила Пака из ИК "Атон", при том количестве автомобильного рынка, что имеется в 2011 году, России с учетом средней пошлины в 12% было нужно бы выплатить около $350 млн компенсации за год.

Но источник "Ъ", близкий к переговорам по ВТО, говорит, что летом на них приводилась значительно более значительная оценка – $1,7 млрд за последние три года действия режима, другими словами более $560 млн в год. В целом, уточнил собеседник "Ъ", в 2012-2020 годах режим промсборки окажет помощь зарубежным автоконцернам сэкономить $5,14 млрд, что "в целом соответствует их заявленным инвестициям в проекты в Российской Федерации".

Но компенсация пошлин, а по сути субсидирование производителей машин, может войти в несоответствие с нормами ВТО о равных экономических условиях для всех участников организации. Источник "Ъ", привычный с ходом переговоров, говорит, что в случае если страна–член ВТО докажет ущерб от субсидии "по итогам совершённого расследования", то может "настойчиво попросить" "компенсационных пошлин при импорте субсидированного товара". "Помимо этого, член ВТО может инициировать судебную процедуру по разрешению споров, доказать наличие ущерба от субсидий и "настойчиво попросить" компенсацию или отмену субсидии",– вычисляет источник.

Но наряду с этим собеседник "Ъ" признает, что "сбор доказательной базы есть очень тяжёлым, помимо этого, сама процедура по разрешению споров продолжается пара лет". К тому же, додаёт юрист, прекрасно привычный с правовой базой ВТО, "субсидирование разрешается ВТО крайне редко, а таким и есть компенсация пошлин, потому, что она направлена не на прямую помощь производителя, а на исполнение обязательств по ранее заключенным соглашениям".

Требование по локализации производства на уровне 60% формально сохранено, но реально она ограничена практически прошлым уровнем. Сущность в том, что в рамках нового режима промсборки формула оценки уровня локализации стала значительно более эластичной.

В случае если в прошлых условиях обращение шла о 30% от цены всех компонентов автомобиля, то в новом – о 60% от его фактической цены на складе (ex works) с учетом НДС и других налогов, каковые уплачивает автопроизводитель. Так, поясняет один из источников "Ъ", производитель может быть около нужного уровня локализации посредством учета разных затрат – включая цена патентов и технологий, одолжений, накладных затрат, рекламы, и уплаченные налоги.

В договоренностях по ВТО, уточнил один из источников "Ъ", зафиксировано, что часть русских комплектующих не должна превышать 35% от общей их стоимости, другими словами вырастет всего на 5 п. п. по отношению к ветхим условиям. Второй вероятный ограничитель, кроме этого оговоренный,– 25% от цены автомобиля ex works.

Господин Медведков подтвердил эти сведенья, уточнив, что из двух параметров &семь дней;будет использоваться тот, что более твёрдый".

«Коммерсант»

Бюджетные иномарки. В чем подвох


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: