Курс на выезд

Курс на выезд

Как стало известно "Ъ", премьер Медведев поручил правительству обсудить идею группы ГАЗ Олега Дерипаски по масштабной программе помощи автоэкспорта. Среди предложений – расширение программ льготного лизинга и автокредитования на экспорт, субсидирование логистических разработок и затрат экспортных модификаций.

Несколько ГАЗ кроме этого получает понижения цены экспортных кредитов. Но до тех пор пока поставки машин за пределы России незначительны, а источники "Ъ" уверены в том, что у Белого дома смогут появиться вопросы к эффективности помощи экспорта.

О том, что обладатель группы ГАЗ Олег Дерипаска 18 июня передал премьеру Медведеву предложения по мерам господдержки экспорта машин, "Ъ" поведали источники, привычные с обстановкой. Тогда премьер на протяжении открытой части встречи сказал, что автопроизводителям "нужно воспользоваться в экспортных целях" снижением курсу российской нацвалюты.

Согласно данным источников "Ъ", несколько ГАЗ желает ввести "не запрещенные правилами ВТО механизмы помощи экспорта", а также экспортные субсидии. Для дискуссии предложений "на площадке правительства" возможно создана рабочая группа с участием ведомств и автопроизводителей.

По словам собеседников "Ъ", премьер "в целом идею поддержал" и поручил проработать меры первому помошнику премьер-министра Игорю Шувалову и Минэкономики.

Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова подтвердила "Ъ", что Олег Дерипаска внес "последовательность мер по помощи отечественного автопрома", каковые "обсуждаются на рабочем уровне". В секретариате Игоря Шувалова и Минэкономики признают, что предложения прорабатываются.

Экспорт машин из РФ мал. КамАЗ в 2014 году нарастил экспорт на 6,8%, приблизительно до 6 тыс. автомобилей, несколько ГАЗ реализовала за предел 17 тыс. автомобилей (выручка выросла на 56%, до 7,2 млрд руб.), экспорт АвтоВАЗа упал на 34%, до 51,7 тыс. автомобилей.

Согласно данным Минэкономики, автопром в январе-апреле наращивал экспорт: АвтоВАЗ – на 9,4%, КамАЗ – на 20%, "Урал" (входит в группу ГАЗ) – на 34,7%.

Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что у компании имеется либо готовятся к запуску "большое количество привлекательных для поставок за предел моделей", в частности уже выпускаются LCV "Газель Next", грузовик "Газон".

Собеседники "Ъ" говорят, что среди нефинансовых мер господдержки экспорта имеется "понижение на внешних рынках импортных пошлин на комплектующие для экспортных модификаций, это вопрос торговых переговоров". Компания кроме этого предлагает субсидировать логистические затраты, включая тарифы ОАО РЖД, и издержки на сертификацию техники по западным стандартам; распространить на экспорт действующие программы льготного лизинга и автокредитования, субсидии на НИОКР; инициировать по линии ВТО "мероприятия по понижению уровня таможенных пошлин на автотехнику" и ускорить создание территорий свободной торговли с другими государствами.

Денежный пакет предусматривает понижение цены экспортного финансирования. Согласно данным источников "Ъ", в группе ГАЗ отмечали, что рефинансирование под страховое покрытие ЭКСАР в рублях возможно взять под 9% годовых, но ставку нужно снизить до 5%.

Предложено ускорить механизм получения льготного экспортного финансирования (на данный момент – около полугода). "Отмечается, что на данный момент возможность субсидировать экспортные договора имеется лишь у ВЭБа и (в возможности) у Росэксимбанка, но право стоит дать и вторым",– говорят источники "Ъ". В ВЭБе и ЭКСАР от комментариев отказались, но источник, близкий к группе, назвал окончательное предложение "резонным", оно обсуждается.

На фоне затяжного падения спроса в Российской Федерации (за январь-май, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи упали на 37,7%, до 642 тыс. автомобилей) производители уже неоднократно заявляли о необходимости помощи экспорта. В феврале глава АвтоВАЗа Бу Андерссон просил правительство о аналогичных субсидиях.

Источники "Ъ" в отрасли говорят, что и другие экспортеры готовят предложения Минпромторгу (субсидии на логистику, сертификация на соответствие требованиям страны ввоза, субсидирование ввозных пошлин на внешних рынках).

Но один из собеседников "Ъ" отмечает, что Министерство финансов требует бюджетной эффективности таких мер, которая в аналогичных программах фактически отсутствует. Несколько дней назад помощник генерального директора "Рено Российская Федерация" Игорь Титов внес предложение создать новые критерии оценки эффективности экспорта для его помощи.

Он утвержает, что они основаны на НДС, которого нет при экспорте, но должны учитывать и, к примеру, "доходы региональных бюджетов".

Директор автомобильной практики PwC в Российской Федерации Сергей Литвиненко говорит, что в Российской Федерации на данный момент имеется только косвенные меры помощи экспорта – к примеру, политические переговоры. К распространению программы обновления парка и льготного автокредитования на экспорт господин Литвиненко относится скептично: так, вести программу с зарубежными банками в валюте дороже.

Но идею опустить ставку по рефинансированию экспортных кредитов он вычисляет "действенной и практичной". Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" считает, что экспортная ниша для производителей – качественная бюджетная коммерческая техника, с новыми моделями имеется возможности у АвтоВАЗа.

«Коммерсант»

Выезд из парковки в два поворота руля.


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: