Подорожание на всякий аварийный случай
В воскресенье полисы ОСАГО подорожали – получил юридическую силу соответствующее указание Центробанка. Полгода назад цены уже возрастали: решение было принято по окончании долгих споров страховщиков с правительством РФ.
Специалисты говорят, что в регионах кое-какие водители смогут столкнуться кроме того с четырехкратным подорожанием. Вследствие этого часть граждан решили заблаговременно переоформить полис по ветхим стоимостям, собрав очереди в филиалах страховых компаний.
Указание Банка России о новых тарифах на ОСАГО начинает действовать 12 апреля. Базисный тариф, что берется за базу расчета страховки, возрастает на 40%, еще 20% – это ценовой коридор, что ЦБ покинул для страховщиков.
Одновременно с этим изменяется и территориальный коэффициент, что кроме этого употребляется для определения цены. В 11 регионах он возрастает (в Камчатском крае и Мордовии, например, на 25%), в 11 регионах – понижается (в Магаданской области на 41%).
Отметим, что вопрос о увеличении тарифов на ОСАГО обсуждался правительством и страховщиками РФ последние два года. Госслужащие желали в несколько раз расширить размеры компенсации ущерба, нанесенного на протяжении ДТП (лечение пострадавших и ремонт машины), но страховые компании соглашались на это лишь при условии роста тарифов.
Правозащитники и автоюристы показывали на то, что по факту в 2014 году компании выплатили водителям 60% из всех собранных средств (порядка 90 млрд руб.), исходя из этого цены возможно и не увеличивать. В итоге ЦБ все же решил повысить тарифы в пара этапов.
ОСАГО подорожало сперва на 20–30% в октябре 2014 года, с 12 апреля – еще на 40–60%. В Русском альянсе автостраховщиков посчитали: средняя премия до октября составляла 3,3 тыс. руб., в феврале 2015 года – 4,3 тыс. руб., а с воскресения составит 6–6,9 тыс. руб. (уже с учетом новых территориальных коэффициентов).
Большая часть страховых компаний установят максимально вероятную цену на полисы, уверен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, как это случилось в октябре 2014 года. В компании «АльфаСтрахование» подсчет ставок день назад еще не закончили. «Убыточность ОСАГО такова, что в подавляющем большинстве регионов применять нижнюю границу будет очень проблематично,– говорит начальник управления методики необходимых видов компании Денис Макаров.– Мы предполагаем пойти по верхней границе в подавляющем большинстве регионов.
Нижние значения, к примеру, будут употребляться в области и Москве». Согласно данным “Ъ”, «РЕСО-Гарантия» кроме этого планирует использовать верхнюю границу ценового коридора.
Громаднейшее подорожание почувствуют автовладельцы, у которых полис ОСАГО был оформлен до октября 2014 года, другими словами еще до первого подорожания, говорит Николай Тюрников. Для них полисы станут в среднем в два раза дороже.
В Мурманске, например, за счет нового регионального коэффициента ОСАГО станет в четыре раза дороже. К тому же, говорит координатор перемещения «светло синий ведерки» Петр Шкуматов, автовладельцы, продолжительное время не попадавшие в ДТП, сейчас стали сталкиваться с отказами страховщиков дать накопившуюся скидку на ОСАГО (5% в год за безаварийную езду). «Люди приходят в страховую, а им говорят: скидка в базе данных почему-то пропала.
Имеете возможность жаловаться и разбираться, но пока нужно будет поездить без полиса либо оформить его по повышенной цене. Таких случаев довольно много»,– поведал он “Ъ”.
Тем временем многие автовладельцы ринулись переоформлять полисы по ветхим стоимостям. «Последние 14 дней мы видим как минимум двукратный рост количества автовладельцев, желающих купить полисы ОСАГО по текущему тарифу в отечественных филиалах»,– поведал &на данный момент;Ъ” господин Макаров из «АльфаСтрахования». В некоторых регионах рост очередей – трехкратный и более. «Мы видим, что люди приезжают для приобретения полисов из соседних регионов»,– добавил господин Макаров.
Переоформить полис возможно, досрочно порвав соглашение ОСАГО, утратив часть премии, либо продолжить текущий контракт за 60 дней до его окончания (так поступает 10–15% людей в очередях, по оценкам «АльфаСтрахования»). Рост очередей в филиалах замечают и в СОГАЗе, но растолковывают это в противном случае. «Во многих регионах большая часть страховщиков ОСАГО практически свернули продажи,– пояснили “Ъ” в пресс-службе компании.– Соответственно, целый поток автовладельцев, что раньше обслуживали по ОСАГО десятки страховщиков, машинально был перенаправлен к нам».
Господин Тюрников говорит, что в некоторых регионах страховые компании искусственно создают очереди (к примеру, полисами занимается всего один сотрудник в офисе), дабы сдержать поток людей, желающих переоформить ОСАГО по ветхим стоимостям.
«Негативные последствия увеличения тарифов будут видны не сходу,– говорит Николай Тюрников.– Многие автовладельцы принимают рост стоимостей умозрительно либо в теории, пока это не коснулось их лично. Эффект проявится через полгода, в то время, когда с подорожанием столкнется большая часть граждан.
Вот тогда часть водителей от ОСАГО – будут брать бланки полисов без заключения контрактов либо по большому счету ездить без страховки». Согласно данным “Ъ”, в понедельник в государственную думу ЛДПР внесет закон, смягчающий наказание за управление автомобилем без полиса ОСАГО (имеется в распоряжении “Ъ”).
В случае если страховка оформлена, но шофер полис забыл, то штраф в 500 руб. будет по большому счету отменен, останется лишь предупреждение. Если страховки по большому счету нет, депутаты предлагают снизить санкцию за нарушение с 800 до 500 руб.
Отметим, что номера за отсутствие полиса не снимают с 2014 года.
«Коммерсант»