Последний рубеж российского автопрома
Ожидание очередной волны кризиса отражается на продажах легких коммерческих машин – средний бизнес и малый с опаской вкладывает средства в приобретение новых автомобилей.
Российский рынок легких коммерческих машин, либо LCV (Light Commercial Vehicle, полная масса не более 3,5 тонны), как и целый небольшой бизнес в Российской Федерации, на что ориентирован данный тип машин, сейчас начинается сдержанно и с опаской.
В кризис продажи легких грузовичков у нас сократились практически наполовину и до сих пор рекордные показатели 2008 года (204 тыс.) по этому типу машин не достигнуты. В посткризисные 2010–2011 годы рынок LCV в Российской Федерации вырос на целых 76%, и казалось, что в 2012-м продажи уже превысят докризисные.
Но этого не случилось. В прошедшем сезоне реализация легких грузовиков, согласно данным компании «Автостат», увеличилась всего на 1,7%, до 195 тыс. штук.
Участники рынка LCV говорят, что клиенты осторожничают, опасаясь новой волны кризиса. Но, обстановка характерна для всего российского автомобильного рынка, что по окончании бурного роста в прошедшем сезоне прибавил только 11%.
Держать оборону
В отличие от рынка автомобилей , где иномарки уже давно подмяли под себя главную часть продаж, рынок LCV в Российской Федерации еще остается оплотом машин русского производства.
Более половины продаж приходится тут на двух лидирующих игроков – УАЗ и ГАЗ. Основное конкурентное преимущество русских LCV – их цена.
Сейчас самую дешёвую бортовую «Газель» либо УАЗ возможно приобрести за 420 тыс. рублей – приличные модификации зарубежных производителей стоят в несколько раз дороже. «Любой предприниматель, забрав маленький кредит в банке, может позволить себе приобрести “Газель” либо УАЗ, если он, к примеру, занимается фермерским или лесным хозяйством где-нибудь в труднодоступном районе. Конечно, таким клиентам тяжело сходу претендовать на иномарку», – отмечает Сергей Баландюк, начальник направления «Авто Avito.ru».
Но по вторым потребительским чертям буханки «и» российские «Газели», увы, уступают зарубежным соперникам, почему часть русских машин на отечественном рынке LCV из года в год уменьшается. «В случае если в 2007 году на новые машины марки ГАЗ приходилось 63 процента рынка, то в 2008-м данный показатель составил уже 55 процентов, в последующие годы падение продолжилось. По результатам 2012 года часть ГАЗа в сегменте легких коммерческих машин составила чуть менее 39 процентов, – констатирует Дмитрий Ярыгин, аналитик агентства “Автостат”. – Обстоятельство роста продаж иномарок – их более высокая надежность.
Помимо этого, зарубежные машины более комфортны, имеют множество модификаций».
Вправду, показатели зарубежных LCV на русском рынке впечатляют: в случае если ГАЗ с учетом госзаказа и экспорта смог за прошедший год расширить продажи на 0,2%, а УАЗ – на 0,9%, то, к примеру, Renault показала 73%, Ford – 44%, Volkswagen – 12%, Peugeot – практически 4% (см. график 3). «В посткризисный период Renault нацелилась на активное завоевывание сегмента LCV в Российской Федерации – говорит Фабрис Камболив, коммерческий директор Renault в Российской Федерации и регионе Евразия. – В 2012 году мы внесли предложение клиентам широкую гамму коммерческих машин: грузовой и пассажирский Kangoo, грузовой и пассажирский Trafic и грузовой Master в семи вариантах выполнения, с передним и задним приводом. Была совершена громадная работа, запущена масштабная рекламная кампания.
Как следствие – внушительный итог прироста в прошедшем сезоне».
Но, и у чужестранцев имеется важные провалы: продажи LCV марки Fiat упали на 44% по причине того, что компания утратила собственного российского партнера (Sollers), и сейчас LCV Fiat не производятся в Российской Федерации. Заменивший итальянцев новый партнер Sollers – компания Ford – деятельно производит собственные LCV в Российской Федерации (в Набережных и Елабуге Челнах), и продажи Ford быстро растут.
Американский производитель собирается развивать успех: на совместном предприятии в дополнение к модели Transit он запускает в Татарстане сборку нового микроавтобуса Ford Tourneo.
Развивать производство в Российской Федерации планируют и другие зарубежные компании: Mercedes-Benz собирается начать выпуск модели Sprinter на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде, корейская Hyundai заявляет о намерениях создавать собственные LCV на площадке ЗИЛа.
Так, удерживать собственную долю отечественным производителям LCV будет все сложнее. «В целом при отсутствии каких-либо экономических катаклизмов рынок легкой коммерческой техники продолжит неспешно расти: по отечественным прогнозам, в 2013 году сегмент направляться увеличится на 1–5 процентов, – говорит Дмитрий Ярыгин из “Автостата”. – В марочной же структуре часть русских брендов будет неспешно понижаться в пользу зарубежных».
Русские производители пробуют противостоять натиску зарубежных соперников, модернизируя собственные модели, причем в сотрудничестве с ведущими зарубежными изготовителями компонентов. Так, УАЗ сравнительно не так давно начал выпуск автомобилей с первым русским легковым дизельным мотором, что был создан в партнерстве с Bosch.
И в ближайшие несколько лет ульяновцы обещают наладить выпуск легких коммерческих машин на принципиально новой платформе. А ГАЗ начинает выпуск кардинально модернизированной модели «Газель Next», главные узлы которой кроме этого созданы при участии зарубежных партнеров (см. «Прыжок “Газели”»).
«Специалист-Авто»