Ушли не попрощавшись
От ухода из России некоторых брендов русские потребители, само собой разумеется, пострадают – беднее будет выбор, поднимутся вопросы сервиса. Но под еще более мощный удар попадают дилеры, каковые в очередной раз осознали, как слабо они защищены от волюнтаристских действий зарубежных «партнеров».
Что и сказать, объявление об уходе с русского рынка брендов Опель и Шевроле раздалось как гром среди пускай и не ясного неба российского авторынка: не смотря на то, что в стране бушует самый важный в современной истории кризис, никто не ожидал, что американский автогигант – Дженерал моторс – так нежданно и умышленно хлопнет дверью. Уже много сообщено о том, из-за чего в действительности концерн отправился на таковой ход, и, обобщая эти дискуссии, возможно заявить, что в поведении американского автопроизводителя имеется как экономическая, так и политическая подоплека.
Не готовились
В свое время GM стал одним из первых мировых производителей машин, что начал деятельно осваивать российский рынок. Еще в 1996 г. в Татарстане он запустил производство Сhevrolet Блейзер (действительно, позже данный проект закрыл).
Позднее было создано СП с АвтоВАЗом по выпуску бюджетного джипа Шевроле Niva, началась сборка нескольких моделей в Калининграде, подписан соглашение с ГАЗом о производстве в Нижнем Новгороде нового Шевроле Aveo. Ну и, конечно же, в 2008 г. концерн открыл личный завод под Санкт-Петербургом.
Так, к нынешнему году американский гигант имел на русском территории уже целую сеть производственных площадок.
По результатам 2014 г. торговые марки Опель и Шевроле реализовали в Российской Федерации в общем итоге 188 тыс. машин, а совокупная часть русского рынка этих брендов достигала 8%. Помой-му итог хорошей.
Но в случае если проследить динамику, то ясно, что положение GM на русском рынке неспешно ухудшалось. Так, в 2008 г. Опель и Шевроле реализовали автомобилей практически в два раза больше, чем в ушедшем году (333 тыс., график 1).
Да, тот год стал пиковым для всего рынка, но так как и часть рынка у двух марок GM была более значимой – более чем 12% (график 2).
Разумеется, Дженерал моторс был неподготовленным к буре на русском авторынке. В первую очередь у компании сформировался не весьма успешный модельный последовательность – скажем, у Опель и Шевроле так и не показалось сильных моделей в сегменте внедорожников и кроссоверов: Опель Antara и Mokka, Шевроле Captiva и Блейзер игрались второстепенные роли в этом самом быстроразвивающемся сегменте (модель Шевроле Niva не в счет, поскольку, по сути, это практически русский машина, к тому же она остается на рынке).
А в массовых сегментах «В» и «С» американские и германские модели Aveo, Cruze, Astra, Corsa были затертыми соперниками, прежде всего из Республики Корея (как мы знаем, по результатам прошлого года лучшими в классе «В+» среди иномарок стала модель Hyundai Solaris, а в сегменте «С+» – Кia cee’d).
Вывод специалиста
Виталий Грошенков, коммерческий директор группы компаний «Автомир»
Непременно, уход Опель и Шевроле стал мощным ударом для монобрендовых тех компаний и дилеров, где продажи автомобилей этих марок господствовали. У большинства бизнес , и сейчас им нужно как-то перепрофилироваться, возможно, делать упор на постпродажное обслуживание.
Тем более, GM декларирует, что будет поддерживать оборудования и поставки запчастей для сервиса. Что касается компенсаций, то до тех пор пока концерн не дал вразумительных ответов по этому вопросу.
Мы сохраняем надежду на конструктивный диалог в этом отношении и рассчитываем взять компенсацию затрат, поскольку при подписании договора декларировалось, что эти торговые марки будут на русском рынке как минимум ближайшие семь лет. На будущее, дабы избегать таких неприятностей, необходимо, возможно, предусматривать в контрактах подобные действия зарубежных партнеров.
Быть может, в это должно вмешиваться государство, поскольку такие обстановки угрожают подрывать деятельность русских компаний не только в автомобильной отрасли.
Да, у брендов GM, непременно, имеется успешные модели. В первую очередь это относится к сегменту домашних компактвэнов, где лидирующие позиции продолжительное время держат Шевроле Orlando и Опель Zafira.
Но на русском рынке эта ниша незначительна, и успех данных автомобилей, увы, не имел возможности без шуток поддерживать неспециализированные продажи марок.
Сейчас уже ясно, что GM нерешительно действовал в развитии собственной производственной стратегии. Ставку необходимо было делать на локализацию, которая шла на фирмах концерна в Российской Федерации медлительно.
В следствии по окончании девальвации рубля цены взлетели, и с началом кризиса продажи упали более чем на 70%. В таких условиях концерн решил остановить собственную деятельность в Российской Федерации, тем более что целый европейский бизнес GM сейчас есть убыточным, и поддерживать на плаву российские операции уже не было ресурсов.
С оглядкой на Вашингтон?
Но, я все-таки не пологаю, что уход GM из России связан только с экономикой. Так как в кризис 2008 г. (как и в кризис 1999 г.) концерн выдерживал и боролся за собственный место на отечественном рынке. Как на данный момент терпят, затянув пояса, другие ведущие зарубежные автогиганты.
Все они знают, что нынешнее падение явление временное, и необходимо только набраться терпения. Да, приходится иногда реализовывать машины и себе в убыток, но позже эти утраты возможно будет компенсировать при росте спроса.
Но Дженерал моторс терпеть не стал. Вероятнее, тут не обошлось не смотря на правительство США.
Так как GM есть самоё зависимым от американских правительства автомобильным концерном: на протяжении последнего кризиса американские США сделали многомиллиардные вливания, дабы покинуть данный гигант на плаву.
С трансформацией внешнеполитических реалий американский бизнес как-то недружественно ведет себя в Российской Федерации. Отыщем в памяти хотя бы действия американского нефтяного гиганта Exxon Mobile, что на данный момент предъявляет отечественной стране претензии на выплату налогов на полмиллиарда долларов.
Реализовывает собственные активы в Российской Федерации и американский металлургический гигант Alcoa. По необычному «совпадению» все это происходит практически в один момент с уходом Дженерал моторс.
Удар по дилерам
Чем обернется уход Шевроле и Опель с российского авторынка? Грубо говоря потребитель не должен очень сильно пострадать, разве что будут разочарованы самые лояльные приверженцы брендов.
Кровью и позже заработанную американцами нишу с легкостью займут другие производители машин – те же корейские компании, и представители Альянса Renault-Nissan, каковые разрешили войти замечательные корни в русском автопроме и сейчас благодаря развитой высокой степени и производственной программе локализации решительно отъедают новые куски рынка.
Вывод специалиста
Олег Мосеев, вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)
В следствии ухода GM с русского рынка без работы может остаться до 15 тыс. человек. Некоторым фирмам нанесен большой вред: имеется примеры, в то время, когда дилеры закончили строительство новых центров именно в тот момент, в то время, когда концерн внезапно заявил о собственном ответе покинуть Россию.
Еще больше компаний, каковые по требованию американской и германской марок провели в прошлом году ребрендинг, положив в него много средств. РОАД уже несколько год обращает внимание на дискриминацию русских дилеров автомобилей производителями, но, у нашей страны неизменно в приоритете зарубежные инвестиции, а не национальные.
И это при том, что сумма вложений в дилерские сети превышает суммы, положенные в постройку фабрик. В свое время ФАС помой-му занялась этим вопросом, но в итоге был принят только ни к чему не обязывающий Кодекс производителей машин, исходя из этого дискриминация дилеров некуда не убежала.
На мой взор, нужно внести трансформации в законодательство, а также в закон «О торговле». Ну и, конечно же, продолжить консолидацию дилеров в рамках РОАД, дабы им было легче отстаивать собственные права на любом уровне.
Пожалуй, самым больным ударом уход Дженерал моторс станет для русских дилеров. Согласно данным компании «Автостат», к моменту ухода с рынка у GM насчитывалось 310 дилерских контрактов по всей России.
Соответственно, каждое из этих фирм в одночасье утратило бизнес: без предупреждения были выкинутыми на ветер миллиарды рублей, израсходованные русским бизнесом на возведение техцентров и автосалонов, тысячи людей остаются без работы.
MotorPage.ru