Без маза

Без маза

В первую очередь 2013 года часть белорусского производителя тяжелых грузовиков МАЗ на рынке России сократилась практически в два раза. Освободившееся место заняли иностранные производители и Камаз.

В Белоруссии многие специалисты уверены в том, что так российское управление давит на белорусское правительство с целью скорейшего создания холдинга «РосБелавто», в который войдут Камаз и МАЗ.

По результатам I квартала 2013 года часть продукции Минского автомобильного завода (МАЗ) на русском рынке грузовиков полной массой 14–40 тысячь киллограм составила 7,4%. Получается, что за год часть МАЗа сократилась в два раза: по результатам I квартала 2012 года белорусский производитель осуществлял контроль 14,3% русского рынка.

На место, высвобожденное МАЗом, пришли русские производители: часть КамАЗа выросла с 40,6% до 48,6%, автомобильный завод «Урал» нарастил в течение последних трех месяцев поставки с 5,3% до 7,4%, в первый раз догнав по продажам МАЗ. Выросла и часть грузовиков зарубежного производства – с 36,1% до 36,6%.

Падение продаж в Российской Федерации – большая неприятность для МАЗа, потому, что российский рынок есть главным для белорусского производителя. Хуже обстановка для МАЗа была лишь по результатам кризисного 2009 года, в то время, когда его часть на рынке РФ снизилась до 3,4%.

В 2010–2012 годах часть МАЗа, наоборот, росла, не смотря на то, что все же не достигла 17,7%, каковые белорусский производитель грузовиков имел на русском рынке в 2005 году.

Падение продаж грузовиков МАЗ в Российской Федерации заставляет отыскать в памяти о том, что МАЗ и Камаз – а правильнее, Белоруссии и правительства России – уже три года ведут переговоры о создании стратегического альянса, задача которого – совместно противостоять экспансии на русском и белорусском рынках зарубежных производителей грузовиков. Таковой альянс обязан воплотиться в форме холдинга «Росбелавто», но Минск и Москва в течении трех лет не смогут прийти к согласию относительно распределения долей двух сторон в рамках холдинга.

Наряду с этим фактически в любых ситуациях процесс переговоров срывается белорусской стороной, систематично воображающей открыто завышенную рыночную оценку МАЗа и аффилированных с ним фирм. Так, в июле 2012-го Александр Лукашенко согласился на создание белорусско-российского холдинга «Росбелавто» на базе Камаза и Маза.

Но уже в ноябре, видясь с губернатором Ленинградской области, белорусский президент объявил, что не видит экономической пользы для МАЗа в слиянии и приватизации его с русским КамАЗом.

А уже в апреле нынешнего года глава Белоруссии, выступая с классическим посланием к парламенту и народу, еще более быстро высказался довольно «грузового» проекта. «Меня начинают информировать, что за ними, за КамАЗом, стоят чужестранцы, они являются в том месте акционерами, и они будут заинтересованы, дабы МАЗ опустить, закрыть. Им не нужно лишних соперников.

Я президент Беларуси, и я на эту бандитскую акцию, в противном случае не назовешь, не отправлюсь», – сообщил Александр Лукашенко.

«Имеется пара обстоятельств нынешнего падения продаж МАЗа в Российской Федерации. Первая обстоятельство – неспециализированная стагнация рынка.

Продажи упали не только у МАЗа, – говорит «Газете.Ru» Валентин Лопан, директор белорусской маркетинговой компании «Агентство деловых связей». – Вторая – переход на нормы «евро-4» с 1 января 2013 года и, как следствие, недоверие и рост цен к качеству отечественных моторов. Тут же усиление борьбы из-за вступления России в ВТО.

В возможности – потеря собственного производства грузовиков и в Российской Федерации, и в Белоруссии, как это уже произошло с автомобилями . Еще один фактор – недочёты в совокупности маркетинга завода, ориентация по большей части на российский рынок.

Ну и нельзя исключать применение административного ресурса с целью давления на белорусское правительство с целью «принуждения к слиянию» с КамАЗом».

Версия о том, что русские госслужащие намерено притормаживают сбыт белорусской автотехники для скорейшего создания холдинга «Росбелавто», достаточно популярна в Белоруссии. В частности, такое вывод сайту «Хартия’97» высказал белорусский экономист Борис Желиба, комментируя понижение доли продаж МАЗа на русском рынке.

«Само собой разумеется, россиян нервирует позиция белорусской стороны, которая намерено затормаживает это объединение чтобы сделать это на лучших условиях, чем те, каковые на данный момент предлагает Россия. Подобный психотерапевтический нюанс имеет место и может функционировать», – вычисляет Борис Желиба.

Другие специалисты авторынка, но, говорят о активизации зарубежных производителей, локализовавших производство в Российской Федерации. Личные фабрики по сборке тяжелых грузовиков в Российской Федерации открыли в Калуге Volvo и Renault, под Санкт-Петербургом Scania расширяет мощности с 6,5 до 8 тыс. машин, Mercedes-Benz и IVECO выстроили фабрики соответственно в Набережных Миассе и Челнах.

В недалеком будущем собирается открыть сборочное производство под Санкт-Петербургом и германская компания MAN (мощностью 6 тыс. машин в год).

Ищет возможность организации сборки грузовиков в Российской Федерации голландская компания DAF. Китайская корпорация FAW прорабатывает проект по сборке тяжелых грузовиков в цехах автомобильного завода «Урал».

С тем, что МАЗ вытесняется с российского авторынка в первую очередь производителями из-за пределов СНГ, согласен Дмитрий Лукашов, аналитик ЗАО ИФК «Солид». «Я полагаю, что понижение доли МАЗа на русском рынке позвано высокой борьбой. В Российской Федерации уже создают тяжелые грузовики такие узнаваемые компании, как Volvo, Renault, Scania, Mercedes-Benz и IVECO.

Собираются начать сборку германская MAN, голландская DAF и китайская FAW. В целом зарубежные производители занимают порядка 37% русского рынка.

Дабы сохранить уровень продаж в таких условиях, нужны большие инвестиции в дальнейшее повышение и модернизацию производства качества. До тех пор пока сложно сказать, что именно МАЗ сможет противопоставить своим соперникам в условиях ограниченного финансирования», – говорит специалист «Газеты.Ru».

Лукашов напоминает, что МАЗ создаёт практически втрое меньше грузовиков, чем КамАЗ. Однако это совсем не смущало белорусскую сторону на переговорах о слиянии: она все равно потребовала полного равноправия МАЗа с КамАЗом в рамках «Росбелавто».

По данным агентства «Бизнес-новости», на данный момент управление МАЗа подготавливается вернуть потерянные позиции на русском рынке за счет разных акций и скидок. К примеру, еще 22 апреля белорусский производитель запустил в Российской Федерации акцию «100/100».

В ее рамках МАЗ реализует 100 седельных тягачей с двигателем ЯМЗ-651 стандарта «евро-4» со скидкой 100 тыс. рублей. К 6 мая в рамках акции было реализовано уже 57 седельных тягачей.

Сейчас маркетологи Минского автомобильного завода готовят программы скидок и новые акции, предназначенные для рынка России. Ранее, 25 июня, на пресс-конференции в Минске помощник коммерческого директора ОАО МАЗ Дмитрий Короткевич объявил, что предприятие готовится к наращиванию спроса на минские грузовики в Российской Федерации уже к концу мая.

«Газета.Ru»

МАЗ без глушителя


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: