На дне

На дне

Продажи на русском автомобильном рынке падают. Но его участники говорят, что «хуже уже не будет».

Оптимизм внушают рост отдельных рынков и скачок спроса на дорогие машины.

Период подъема на русском автомобильном рынке сменяется падением: в первый раз со времен кризиса 2008 года продажи в Российской Федерации показывают отрицательную динамику. В случае если в 2010, 2011 и 2012 годах рынок рос соответственно на 30, 40 и 11%, то результат 2013-го был грустным: минус 5%, либо 2,78 млн реализованных новых автомобилей .

То, что российский автомобильный рынок падает, уже, увы, не новость. Тревожные сигналы он начал подавать еще в конце 2012 года: в случае если до осени прирост продаж был очень внушительным (15–25%), то в декабрь и ноябрь рост составил 0 и 1% соответственно.

Ну а в 2013 году пошло понижение: уже к весне рынок начал падать на 8–10%, и все последующие месячные результаты показывали отрицательную динамику (за исключением декабря, в то время, когда прирост составил 4%).

«На продажах в декабре сказалось воздействие многих факторов, – отметил на итоговой пресс-конференции глава комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. – В первую очередь это предновогодние скидки плюс была теплая погода, почему люди не отправились за город, скажем, кататься на лыжах, а решили делать приобретения. Наконец, в декабре завершилась программа льготного национального кредитования – а для потребителя нет стимула лучше, чем воспользоваться какими-то льготами, каковые вот-вот отменят».

Но, кое-какие наблюдатели вычисляют итоги декабря пара завышенными. По неофициальной информации, последовательность дилеров предпочитали к Январю сами выкупать машины у импортера с тем, чтобы получить бонусы за исполнение замысла.

На самом же деле такие автомобили еще не реализованы конечным пользователям, а остаются на складе, улучшая неспециализированную статистику продаж.

Неприятность в головах

Понижение продаж на русском рынке наблюдатели так же, как и прежде растолковывают прежде всего потребительской неуверенностью: в мире и в Российской Федерации обстановка не весьма стабильная, и клиент предпочитает повременить с таковой дорогостоящей приобретением, как автомобиль. «Неприятность с снижением спроса в первую очередь в головах и больше относится к психологии потребителя, нежели имеет настоящие основания, – комментирует Любомир Найман, начальник марки Škoda в Российской Федерации. – Мы не видим в Российской Федерации настоящего снижения заработных платов либо падения ВВП. Легко люди чувствуют тревогу в связи с нестабильностью глобальной экономики и считаюм, что, дескать, я до тех пор пока лучше подожду и взгляну, что будет дальше, чем буду делать значительные долговременные вложения в приобретение автомобиля».

Традиционно к дополнительным трудностям развития русского рынка наблюдатели относят такие факторы, как большая цена автокредитов – не смотря на то, что кроме того при высоких процентных ставках за последний год часть получаемых в долг машин без шуток выросла: с 35% всех приобретённых в 2012 году до 50% – в 2013-м.

Не лучшим образом на продажах сказываются и рост цен на бензин, усугубляющаяся дорожная обстановка в больших городах, в то время, когда из-за отсутствия и пробок парковок люди больше пользуются публичным транспортом. Наконец, рынок очень сильно подорвали ценовые войны – с затовариванием складов и падением продаж многие продавцы демпинговали, что опять-таки очень плохо сказалось на устойчивости потребительского спроса.

Развернувшиеся в прошедшем сезоне скидочные войны не утихают: в некоторых случаях дилеры готовы скинуть 100–250 тыс. рублей от начальной цены автомобиля. «Скидки – это весьма нехорошая практика, они разрушают базу стабильного рынка. В Российской Федерации клиент уже начинает привыкать, что ему в обязательном порядке опустят цену, и создается чувство, что люди ищут не подходящую машину, а подходящие скидки, – досадует Коити Такакура, председатель совета директоров Suzuki Motor Rus. – Так, желание участников рынка взять сиюминутную пользу потом оборачивается против них же самих.

Но, таковой масштаб скидочных акций характерен не только для русского рынка, но и для рынков других государств».

аутсайдеры и Лидеры

В случае если сказать о конкретных марках, то фаворитом продаж у нас остается отечественная Lada. Но прошедший год АвтоВАЗ закончил с одним из самых значимых падений на рынке – минус 15%, 456 тыс. автомобилей, и часть российского автогиганта продолжает драматически понижаться: по результатам ушедшего года приблизительно каждый шестой реализованный автомобиль в Российской Федерации был собран на АвтоВАЗе, тогда как еще в позапрошлом году это был практически каждый пятый автомобиль, а в 2010-м – практически каждый третий.

Ушедший год для АвтоВАЗа был успешным в плане продвижения новой модели Lada Granta. Недорогая, в меру технологичная и эргономичная, эта машина продемонстрировала весьма значительный прирост продаж – 38% (до 167 тыс. штук), и сейчас это самый реализовываемый автомобиль на русском рынке.

А вот другие главные и уже устаревающие модели российского автогиганта – Lada Kalina и Lada Priora – откатились на восьмую строчки и шестую популярности и завершили год с важным понижением – соответственно на 43 и 54% (68 и 57 тыс. единиц).

Вторым по значимости брендом на русском рынке за весь год стал Renault, что смог нарастить продажи на 11% (до 210 тыс. машин). У французов настоящим прорывом года возможно назвать Renault Duster – спрос на данный недорогой, но функциональный кроссовер в Российской Федерации превзошел все ожидания, его продажи скакнули за весь год аж на 77% (до 83 тыс. штук), и сейчас это четвертый по популярности автомобиль в Российской Федерации.

четвёртое места и Третье на рынке прочно держат корейские марки Kia и Hyundai. Прирост продаж у этих брендов помой-му небольшой – 6 и 4% (198 и 181 тыс.) соответствено, но на падающем рынке это хороший итог, которого корейцам удалось достигнуть прежде всего за счет стабильно высоких продаж бюджетных моделей Hyundai Solaris (113 тыс.) и Kia Rio (89 тыс.) – на данный момент они занимают соответственно третье и второе места в перечне самых популярных в Российской Федерации.

К вторым успешным игрокам на русском рынке направляться отнести представителей ведущих премиальных брендов – вся «громадная германская тройка» (Mercedes-Benz, BMW, Audi) показала вдохновляющий прирост продаж, соответственно 19, 12 и 8%.

Хорошо выступили кое-какие японские компании – к примеру, Honda и Subaru (прирост на 20 и 18%). Наконец, успешное наступление на российский рынок ведут китайцы – такие торговые марки, как Lifan, Geely, Great Wall, сумели внушительно, соответственно на 34, 55 и 39%, расширить продажи.

Не смотря на то, что до тех пор пока в полных показателях продажи китайцев, не превышающие 20–30 тыс. единиц, не разрешают им переместиться из финиша перечня.

Ну а неудачником года возможно назвать марку Сhevrolet, которая в 2012 и 2011 годах была в Российской Федерации самой реализовываемой иномаркой, а сейчас, с падением продаж в 15% (до 174 тыс. штук), занимает пятое место в общем зачете. Не имеет значение идут дела у Ford, что еще сравнительно не так давно входил в пятерку самых популярных марок, а на данный момент, с падением в 18% (до 106 тыс. штук), опустился на девятое место.

Тяжёлые показатели продаж году показали Daewoo (–31%), российский УАЗ (–15%), Peugeot (–24%), Suzuki (–15%).

Меньше, но дороже

Наровне с неспециализированным сокращением продаж автомобильный рынок переживал изменение собственных главных сегментов. Главным трендом осталось сокращение самого массового сектора – машин так именуемого компакт-класса (гольф-класс, либо размерный класс С+), продажи которых еще сравнительно не так давно превышали половину всего русского рынка.

В ушедшем году часть таких машин уменьшилась на 5%, сейчас на нее приходится уже менее 35%.

Давление на машины компакт-класса оказывает поднимающийся класс компактных кроссоверов (так называемых компактных SUV), что за весь год возрос на те же 5%. «Компактные кроссоверы весьма подходящий тип автомобиля как раз для русского рынка, – растолковывает Фумитака Кавасима, вице-президент ООО “Тойота Мотор”. – Эти автомобили прекрасно подходят для нехороших русских дорог и непростых погодных условий, в них люди чувствуют себя более безопасно. И в один момент они отличаются более дешёвой ценой, которая практически сравнялась со ценой машин компакт-класса в самых богатых комплектациях».

Наконец, еще один примечательный тренд – длящийся рост средней цены автомобиля в Российской Федерации. Согласно данным компании «Автостат», не обращая внимания на то что численно рынок в Российской Федерации сократился, средняя удельная стоиость автомобиля тут достигла 900 тыс. рублей, что на 6% выше позапрошлогоднего уровня.

Впечатляет кроме этого перераспределение спроса в различных ценовых категориях. Кто бы имел возможность поразмыслить, что в условиях надвигающегося кризиса спрос на дорогие автомобили в стране скакнет так значительно: по данным «Автостата» в ушедшем году продажи автомобилей ценой 25–50 тыс. долларов увеличились более чем на 20%, а вот продажи автомобилей дешевле 15 тыс. долларов упали практически на 20%; автомобилей, находящихся в ценовом диапазоне 15–25 тыс. американских долларов, уменьшились более чем на 7%. «В Российской Федерации люди готовы тратить дополнительные деньги, чтобы получить вправду комфортный, технологичный и современный автомобиль.

Устаревающие, пускай кроме того более дешёвые модели скоро теряют потребительское внимание, – комментирует Франк Виттеманн, председатель совета директоров “Jaguar Land Rover Российская Федерация”. – По большому счету, как мы знаем, в кризис продажи дорогих автомобилей страдают значительно меньше, поскольку у состоятельных людей в большинстве случаев имеется резервы на счетах в банке. Мы думаем, что в скором будущем рост продаж дорогих машин в Российской Федерации сохранится и многие производители будут стараться предложить тут что-то уникальное и эксклюзивное.

К примеру, наша фирма в наступившем году будет выводить на российский рынок новый джип с удлиненной колесной базой, где будет еще больше комфорта и внутреннего пространства».

Хуже не будет

Что ожидает российский автомобильный рынок в наступившем году? Производители машин ожидают приблизительно для того чтобы же уровня продаж. АЕБ, например, прогнозирует, что в Российской Федерации в наступившем году в общем итоге будет реализовано 2,7 млн машин, другими словами понижение составит менее 1%.

Отсутствие прогноза роста связано с тем, что до тех пор пока показателей кардинального улучшения экономического состояния в стране и в мире нет.

«Предстоящего ухудшения обстановки на рынке не предвидится – и это уже прекрасно, – философски подмечает Йорг Шрайбер. – В один момент мы на данный момент замечаем пускай не столь четко выраженная, но все же хорошие внешние факторы: еврозона стабилизируется, экономика США нормализуется. Словом, согласно нашей точке зрения, в наступившем году не требуется опасаться сильного спада на рынке».

Ну а в долговременной возможности российский рынок будет конкретно расти – об этом говорит его ненасыщенность: в среднем в Российской Федерации на тысячу обитателей приходится менее 300 автомобилей, тогда как, к примеру, в Соединенных Штатах – порядка 700. Не следует забывать и о очень устаревшем автопарке – средний возраст машин в Российской Федерации образовывает чуть менее 12 лет.

Что касается конкретных замыслов производителей машин, то в наступившем году в Российской Федерации они будут пробовать завоевать самые быстрорастущие рынки , а также за счет активного развития в стране собственных производственных мощностей. К примеру, альянс Renault-Nissan собирается развивать успех кроссовера Duster, начав собирать на своем заводе в Москве созданную на той же платформе модель компактного кроссовера Nissan Terrano.

В один момент альянс попытается совершить рывок в сегменте бюджетных автомобилей: громким событием нынешнего года будет старт выпуска на АвтоВАЗе новых машин японской марки Datsun, являющейся пример всемирный автомобильной глобализации (многие узлы будут из Японии, а сама платформа автомобиля – русский).

Škoda на заводе Volkswagen Group под Калугой начнет производить бюджетную модель в кузове лифтбек Škoda Rapid. «Она покажется в продаже в апреле, – информирует Любомир Найман. – Да, продажи машин в этом сегменте в ушедшем году сократились, но однако он остается очень значимым».

Представители премиальных брендов говорят, что на русском рынке перспективны не только кроссоверы, но и компактные машины. «Мы думаем, что моделей и перспективы в Российской Федерации недооценены, – говорит Ян Мадея, председатель совета директоров “Мерседес-Бенц Рус”. – Да, в Российской Федерации обожают громадные автомобили, но в больших городах, где трафик все плотнее и все сложнее ситуация с парковочными местами, растет познание преимуществ маленьких моделей. К примеру, наша фирма в классе компактных машин реализовала в прошедшем сезоне в Российской Федерации 10 тысяч автомобилей, в то время как уже давно мы в этом сегменте реализовывали порядка 3–4 тысяч единиц в год.

Спрос на маленькие муниципальные машины в Российской Федерации будет продолжать расти, мы тут видим и громадные возможности для отечественных машин Smart».

В один момент ведущие мировые производители машин говорят о необходимости улучшения в Российской Федерации делового климата. Многие из них жалуются на непредсказуемость русского законодательства.

В частности, на итоговой годовой пресс-конференции представители комитета производителей машин АЕБ критиковали введение утилизационного сбора, размер которого, согласно их точке зрения, беспрецедентно велик (от 17 тыс. рублей).

Помимо этого, они просят власти России отсрочить начало необходимой установки на все новые машины совокупности спасения ЭРА-ГЛОНАСС (до тех пор пока устанавливать такую совокупность предписано с января следующего года). «Эта просьба производителей машин в полной мере оправданна. Внедрение таковой совокупности требует времени, терминалы ГЛОНАСС необходимо не просто установить, крайне важно гармонизировать их работу со штатными совокупностями автомобилей, – комментирует Николай Чеглов, менеджер по разработке продуктов услуг и оператора “Аркан”. – Но, в целом запуск федеральной программы ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой хорошую возможность для автопроизводителя сделать собственную продукцию более привлекательной.

И тот, кто стремительнее сориентируется и предложит клиенту автомобиль с новыми эргономичными телематическими услугами и сервисами, возьмёт громадное преимущество на русском авторынке».

Наконец, все производители машин подвергают критике сегодняшний российский Закон о защите прав потребителей, что, согласно их точке зрения, разрешает потребовать с производителей автомобилей несправедливо высокие компенсации по надуманным предлогам и формирует землю для «потребительского экстремизма». «Где это видано, дабы человек, отъездив на машине 40–50 тысяч километров, позже имел возможность бы потребовать возврата цены нового автомобиля и в дополнение приобретать значительные компенсации?! – недоумевает Йорг Шрайбер. – В Российской Федерации на данный момент сложился целый рынок, что предлагает выбить у автопроизводителя деньги без честных оснований. Комитет производителей машин АЕБ упорно предлагает русским влияниям усовершенствовать и поменять последовательность моментов в законе.

Без стабильных, предсказуемых и честных законодательных норм российский авторынок удачно развиваться не сможет».

«Специалист-Авто»

На дне. Спектакль по одноименной пьесе М.Горького (1952)


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: