«Группа газ» собирается тихо
На фоне провала сделки по слиянию Камаза и Маза русский «Несколько ГАЗ» Олега Дерипаски начала собирать среднетоннажные грузовики в Белоруссии. Количество выпуска мал, но он растет – белорусское правительство обеспечивало сбыт этих грузовиков.
В Белоруссии «Несколько ГАЗ», подконтрольная русскому олигарху Олегу Дерипаске, представлена ЗАО «БелГАЗавтосервис» – официальным дистрибутором нижегородского производителя с 1992 года. Для данной компании организация местного производства «ГАЗов» – в первую очередь метод расширить продажи.
За 2011 год «БелГАЗавтосервис» реализовал белорусским клиентам лишь 1200 коммерческих машин, в то время как раньше за год реализовывали по 2600 грузовиков, а в лучшие времена продажи доходили до 4,5 тыс. единиц.
По данным источников «Газеты.Ru», «БелГАЗавтосервис» и белорусское правительство заключили негласную сделку: «Несколько ГАЗ» организует производство собственных автомобилей в Белоруссии, задействуя местных производителей комплектующих, а вместо белорусские власти снабжают их сбыт.
Как поведали «Газете.Ru» в «Группе ГАЗ», белорусский рынок восстанавливается стремительными темпами по окончании кризиса 2011 года. «Мы прогнозируем, что продажи машин ГАЗ увеличатся в 2012 году на 85% – до 2500 машин и так достигнут уровня докризисного 2010 года», – сообщила пресс-секретарь компании Наталья Анисимова. Она утвержает, что организация собственного производства в Белоруссии – это в первую очередь понижение логистических издержек. «Помимо этого, сборочное производство снабжает скорость поставок и высокую гибкость белорусским агентам», – выделила она.
В следствии договоренности «Несколько ГАЗ» и «БелГАЗавтосервис» в октябре организовали на площадях сервисного центра ГАЗ в промышленной территории Колядичи (южный пригород Минска) крупноузловую сборку среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3307 (с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 Евро-3) и ГАЗ-3309 (с дизелем ММЗ-245.7 Е-3 Евро-3). До конца ноября в том месте же планируется начать сборку модели ГАЗ-33104 «Валдай».
Он будет оснащаться двигателем Минского моторного завода (ММЗ-245.7 Е-3). Официально проект был запущен 22 октября.
В Колядичи из России поступают шасси на колесах – без двигателя, коробки передач, передних амортизаторов и карданной передачи. Раздельно поступает 179 наименований разных комплектующих.
Примечательно, что многие из них кроме этого белорусского производства, но поступают в Колядичи из Нижнего Новгорода и официально считаются русскими. В «Группе ГАЗ» заверили, что уже отказались от данной схемы. «Двигатели ММЗ, карданные валы, амортизаторы, ряд других подробностей, и особые надстройки поставляются на сборочное предприятие конкретно от белорусских поставщиков», – пояснила Наталья Анисимова.
Производство в определенной степени локализовано: на все модели устанавливаются передние и карданные передачи амортизаторы производства гродненского завода «Белкард». А на ГАЗ-3309 – полностью дизельные двигатели Минского моторного завода.
В будущем применение белорусских комплектующих будет расширяться – по мере того, как белорусские фабрики будут осваивать выпуск соответствующей продукции.
По просьбе конкретного клиента на собранный в Колядичах грузовик возможно установлено газовое оборудование: баллоны со сжатым сжиженным газом и газом. Гарантия на «ГАЗы», собранные в Белоруссии, – 30 тыс. км пробега либо год эксплуатации.
Необходимое условие – обслуживание на фирменных СТО, которых сейчас в стране 19.
Не смотря на то, что перечисленные модели достаточно популярны у белорусских потребителей, но ГАЗ-3307 уже больше двух лет серийно не выпускается на головном заводе. Но и такому подходу нашлось оправдание. «Горьковский автомобильный завод снял с производства 3307-ю модель.
Она удобна для переоборудования на газовое горючее, что крайне важно для последовательности фирм, – сообщил информагентству «Интерфакс-Запад» помощник генерального директора «БелГАЗавтосервиса» Андрей Провоторов. – Потребители просили у нас данный автомобиль, и мы пошли им навстречу, организовав его производство в Беларуси».
Вопрос предстоящего расширения ассортимента «ГАЗов», собираемых в Белоруссии, пока не рассматривается. Дело в том, что головному предприятию предстоит нелегкий переход со стандарта Евро-3 на Евро-4.
И лишь по окончании его завершения возможно будет думать о новых моделях. Сейчас мощности предприятия в Колядичах разрешают собирать до 60 машин в месяц, но эта цифра растет.
До конца нынешнего года «БелГАЗавтосервис» собирается выпустить около 300 машин – все они будут поставлены на местный рынок. До тех пор пока их цена подобна отпускной цене «Группы ГАЗ», но ее планируется снижать по мере повышения степени локализации производства.
Постоянным большим клиентом грузовиков ГАЗ белорусской сборки станет «Белкоопсоюз» – сохранившаяся со времен СССР организация, обслуживающая сельское население. Белорусские «МАЗы» – это тяжелые грузовики, каковые фирмам «Белкоопсоюза» для их целей совсем не подходят.
Им необходимы именно средне- и малотоннажные коммерческие автомобили.
«Имеется такое выражение – «негромкой сапой». Другими словами без лишнего шума, не афишируя собственные замыслы, чуть ли не тайком.
Как раз так действовали «Несколько ГАЗ» и «БелГАЗавтосервис», запуская под Минском сборочное производство автомобилей «ГАЗ», – говорит «Газете.Ru» белорусский денежный аналитик Антон Платов. – До тех пор пока Москва и Минск звучно обсуждали слияние Камаза и Маза в компанию «РосБелавто», до тех пор пока со скандалами налаживали сборку в Белоруссии китайских легковушек Geely (и это производство еще не запущено), «БелГАЗавтосервис» легко начал собирать российские грузовики под Минском. Причём не на 100% из русских комплектующих, что также достижение».
«Обратите внимание, как необычно совпали по времени два события: начало сборки «ГАЗов» в Белоруссии и фактический отказ Александра Лукашенко от альянса МАЗ–КамАЗ», – говорит специалист «Газеты.Ru».
Не считая организации собственной сборки «ГАЗов» в Белоруссии, холдинг «БелГАЗавтосервис» реализует (с мая 2012 года) собственную программу утилизации машин. В сентябре, дабы сделать программу более массовой, ее модернезировали.
Сущность программы утилизации в том, что отработавшие собственный коммерческие машины любого производителя (в основном, само собой разумеется, «ГАЗы») принимаются в зачет цены новых грузовиков, производимых «Группой ГАЗ». Скидка на любой автомобиль, приобретённый в рамках данной программы, образовывает 26 млн белорусских рублей – это $3040 по текущему курсу.
По результатам 2012 года в рамках программы предполагается утилизировать около 300 грузовиков. Всего же в Белоруссии имеется, по различным оценкам, 30–40 тыс. автомобилей «ГАЗ» с предельными и истекшими сроками эксплуатации.
Из них от 4 до 6 тыс. уже не употребляются. Тот, кто сдает грузовик на утилизацию, всецело освобождается от предстоящих забот, которые связаны с ним.
На фирмах «БелГАЗавтосервиса» сданные автомобили разбирают и подготавливают к сдаче на лом, отделяя железные подробности от неметаллических. Железные подробности потом отправляются на переработку в Жлобин, на Белорусский металлургический завод.
Усилить эффект от программы утилизации призвана программа Trade in – о ее запуске в Белоруссии было заявлено на пресс-конференции управления «БелГАЗавтосервиса» 23 октября. Она предусматривает выкуп холдингом у клиента машины любой марки со встречной продажей ему нового автомобиля ГАЗ со скидкой 8 млн белорусских рублей ($936 по текущему курсу).
Для принятие участия в программе Trade in на выкупаемом автомобиле должны находиться номерные агрегаты и основные узлы, а сама машина должна быть в исправном состоянии . Продавец ветхого и клиент нового автомобиля должны быть одним и тем же лицом, а машина обязана пребывать в собственности клиента.
Срок действия данной программы – до 31 декабря 2012 года. За это время через Trade in планируется реализовать порядка 100 машин «ГАЗ».
«Газета.Ru»