Грузовики объедут кризис
Экономический кризис, разразившийся три года назад, подорвал все оптимистичные прогнозы, каковые давали слово подъем рынку грузовиков на много лет вперед. Новая волна кризиса, которую полагают аналитики, может повторить обстановку трехлетней давности.
Но производители грузовой техники уверяют, что на данный случай у них припасено пара сценариев.
«КАМАЗ – один из немногих производителей машин, переживший финансовый кризис с мельчайшими для себя утратами. По большей части это случилось за счет того, что мы заблаговременно просчитали разные обстановки, каковые имели возможность нам встретиться в кризис», – говорит представитель КАМАЗа Олег Афанасьев.
Уже давно генеральный директор компании Сергей Когогин уверял, что данный кризис КАМАЗ переживет, поскольку руководcтвом заблаговременно была подготовлена стабилизиционая программа. «Она предполагает, в первую очередь, введение режима твёрдой экономии и ресурсов, резкое сокращение затрат по всем направлениям деятельности», – ранее информировал он.
«В случае если на данный момент наступит вторая волна кризиса, у нас уже имеется пара вариантов развития обстановки», – заявляют на КАМАЗе. По словам г-на Афанасьева, до Января этого года компания обеспечена заказами, а для вероятных сюрпризов КАМАЗ подготовил пара вариантов. «У нас имеется оптимистичный, пессимистичный и стагнационный варианты, в то время, когда мы можем остаться на том же уровне, на котором находимся на данный момент», – сказал Олег Афанасьев.
Подстраховываются от новой волны кризиса и в группе ГАЗ. «В зависимости от разных прогнозов у нас созданы пара сценариев производства в будущем году, и замысел обеспечения экономической эффективности при реализации негативного сценария», – сказала вице-глава фирмы Елена Матвеева.
Но не все производители грузовиков уверены в том, что им нужно подготавливаться к новой вероятной волне кризиса. Так, компания «Рено Тракс Восток», у которой в Российской Федерации имеется личный завод, уверяет, что особых мер, рассчитанных на кризис, она пока не предпринимает. «Мы рассчитываем на осторожно-хороший сценарий для России, но у нас уже имеется опыт выживания при резком падении продаж новой техники.
Сохраняем надежду, что нам не придется им воспользоваться», – заявил директор по развитию бизнеса и оперативному маркетингу «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. Он напомнил, что кризис сильно ударил по производителям грузовиков, в особенности зарубежных. «В кризис продажи упали в Российской Федерации в 5 раз.
Мы сохраняем надежду, что следующий год превзойдет докризисный 2008 год, в то время, когда продажи европейских грузовиков полной массы более 6 т достигали 20 тыс. штук. Мы рассчитываем поставить на российский рынок более 2 тыс. грузовиков, плюс некое количество отправится на рынки Казахстана и Белоруссии», – прокомментировал господин Шарапанюк.
Главным зарубежным импортером в Российской Федерации есть Scania, которая за январь–август этого года реализовала на русском рынке 4,03 тыс. грузовиков – на 4,7% больше, чем за теже месяцы прошлого года (часть на рынке импорта – 27,5%), вторым в этом перечне значится MAN, чьи продажи возросли на 2,2%, до 3,9 тыс. грузовиков (часть 26,7%). Но им до тех пор пока на большом растоянии до количеств продаж КамАЗа, что за январь–август реализовал около 23 тыс. автомобилей, а часть его рынка составила 40%.
В целом в текущем году КамАЗ собирается продать в Российской Федерации и за границей 38,5 тыс. грузовиков. Для сравнения: в кризисном 2009 году продажи тяжелых зарубежных грузовиков упали на 80%, до 4,6 тыс. автомобилей.
Наряду с этим продажи отечественных автомобилей «КАМАЗ» сократились на 62%. «КАМАЗ восстанавливается медленнее, чем зарубежные марки, в прошедшем сезоне его продажи выросли на 89%», – подсчитывали ранее специалисты.
«Первая волна кризиса была денежной, и неприятности у производителей грузовиков были связаны не столько с отсутствием спроса, сколько с финансированием. Я думаю, в случае если финансирование сохранится, то в вероятной второй волне кризиса для того чтобы падения продаж мы не заметим», – рассуждает начальник транспорта и направления машиностроения по России и СНГ компании A.T.
Kearney Moscow Евгений Богданов.
«Кризис в экономике не наступил, но негативные прогнозы уже на данный момент воздействуют на покупательское поведение на рынке коммерческого транспорта. Потребители опасаются понижения темпов в собственном бизнесе либо отрасли и вследствие этого начинают проявлять особенную осторожность при инвестировании, откладывая приобретение на тот период, в то время, когда наступит громадная ясность в экономике», – говорит Елена Матвеева.
Она выделила, что несколько ГАЗ на данный момент фокусируется на стимулировании покупательского спроса. «Мы внедряем маркетинговые акции и специальные программы для клиентов: к примеру, скидку на новые машины, равную возрасту ветхого автомобиля, что сдается по схеме trade in; компенсацию ставки по кредиту при покупке автомобиля в рассрочку на три года; лизинг без начального взноса, вместо которого идет в зачет цена ветхого автомобиля», – пояснила она.
Отметим, что в текущем году производители грузовиков ожидали запуска национальной программы утилизации грузовой техники. Но в ведомствах решили до тех пор пока отказаться от данной идеи, растолковывая это тем, что продажи грузовиков идут прекрасно, стимуляция рынка не нужна.
С государственный служащими согласны и на КамАЗе. «Утилизация грузовиков как рычаг стимулирования спроса была бы на данный момент неактуальна. Рынок растет обычными темпами.
Но она была бы уместна для замены ветхого парка новым, поскольку больше половины грузовиков на рынке старше десяти лет. Другими словами с позиций экологии программа утилизации была бы нужной», – уверен Олег Афанасьев.
«РБК daily»