Параллельная реальность
В скором будущем правительство может отменить запрет на так называемый параллельный импорт. Практически это указывает отмену монопольного права официальных дилеров реализовывать и устанавливать на машины фирменные запчасти.
До сих пор правообладатели брендов и официальные дилеры имели возможность запрещать параллельный импорт под предлогом защиты товарного символа. И так диктовали собственные условия.
В соответствии с изучению, которое совершила Верховная школа экономики по заказу ассоциаций, воображающих крупных импортёров и интересы производителей, рынок автозапчастей – из тех, где отличие в стоимостях у официальных и "серых" дилеров велика (60-80% и более, в отдельных случаях может возрастать до пяти-шести раз).
Кто за?
В первую очередь – ФАС России. Антимонопольщики уверены: запрет параллельного импорта вынуждает потребителей переплачивать за запчасти и сервисные услуги.
Отмена ограничений обязана привести к усилению борьбы на рынке и неизбежному в этом случае понижению стоимостей.
– Разные автомобильные торговые марки, такие, к примеру, как "Audi" и BMW, нормально относятся к борьбе между собой, – подчеркивает глава недобросовестной контроля конкуренции и управления рекламы ФАС России Николай Карташов.
– Отношения между автопроизводителем и дилером в Российской Федерации в намного меньшей степени подвержены регулированию, чем, к примеру, в Соединенных Штатах либо Евросоюзе, – соглашается с позицией ФАС главный менеджер практики PWC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко. – Необходимость введения дополнительного регулирования назрела и вправду может стимулировать развитие рынка. Одним из главных есть вопрос о возможности приобретения уникальных запчастей свободными центрами, самые большие из которых по многим нюансам деятельности приблизились к уровню официальных дилеров.
Эта инициатива вправду может привести к понижению стоимостей благодаря увеличения борьбы. Но нужно учитывать, что автокорпорации будут так же, как и прежде поддерживать официальных дилеров, каковые произвели значительные инвестиции в постройку центров, в обучение персонала.
Они продвигают бренд и вправе рассчитывать на благосклонность производителя. При отмены импортной монополии корпорации, возможно, смогут легально оказывать своим дилерам дополнительные услуги, воздействующие, к примеру, на сроки поставки запчастей.
Вторая ответственная инициатива ФАС касается предоставления доступа свободным сервисным центрам к технической информации производителей. Мы полагаем, что сам по себе доступ не разрешит свободным центрам соперничать с официальными дилерами – дабы пользоваться сложной технической информацией, нужна соответствующая квалификация сотрудников центра (производители, в большинстве случаев, организуют особое обучение для сотрудников собственных дилеров).
– У "официалов" уникальные запчасти намного дороже если сравнивать с неофициальными центрами, обычно неоправданно, – кроме этого поднимается на сторону ФАС ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов. – Исходя из этого снятие монополии дилеров на официальные запчасти – в полной мере логичная мера. Но по большей части она обязана затронуть обладателей послегарантийных машин, у которых покажется больше шансов для приобретения нужных подробностей.
Со своей стороны, обладатели гарантийных автомобилей, вероятнее, продолжат пользоваться одолжениями дилеров. Что касается цене обслуживания, то в теории она обязана снизиться, но как это случится на практике, неизвестно.
– Добровольно производители машин не откажутся от ценового диктата, – не сомневается глава Интернациональной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Фактически все производители машин указаны в реестре Федеральной таможни, исходя из этого импортировать запчасти без их ведома нереально. Это ведет к тому, что у нас дикие цены на сервисные услуги, через чур мало сервисных компаний, а у существующих – большая цена обслуживания.
И чем стремительнее отменят действующие правила по ввозу в страну запчастей, тем лучше будет для потребителей. Это приведет к созданию новых и росту конкуренции сервисов, к понижению цен на сервисные услуги.
Дополнительным плюсом отмены запрета на параллельный импорт станет понижение цены страховки автомобиля. Напомню: во многих государствах разрешен вольный ввоз запчастей, и России нужно к этому стремиться.
Кто против?
Одним из основных соперников отмены монополии есть Минпромторг. Согласно точки зрения государственныхы служащих ведомства, параллельный импорт создаст денежные риски для автомобильных компаний, открывших собственные производства в Российской Федерации.
И кое-какие из них смогут закрыть цеха по выпуску комплектующих. Не смотря на то, что верится в подобную возможность с большим трудом. Как мы знаем, большие корпорации могут приспосабливаться к трансформациям на рынке и оперативно снять риски.
Помимо этого, у них остается ответственное преимущество – благодаря местному производству они смогут оперативно реагировать на потребительский спрос, существенно уменьшая время ожидания клиентами запчастей.
– Усиление конкуренции и падение цен на сервис не будут значительными, – вычисляет первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев. – Все ограничится отдельными товарными категориями. Наряду с этим снизится уровень инвестиционной привлекательности русских производственных проектов.
Те, кто уже пришли, само собой разумеется, не уйдут. А вот те компании, каковые лишь планируют открывать фабрики у нас, без шуток задумаются…
Ясно, что ответ, на котором настаивают в антимонопольном ведомстве, не выгодно официальным дилерам. Так как сейчас им нужно будет бороться за клиента с "неофициалами".
Помимо этого, в дилерском сообществе опасаются, что по окончании отмены монополии фактически сходу на четверть вырастет поток контрафактных запчастей. А борьба МВД с ввозом контрафакта станет фактически неосуществимой, поскольку нельзя установить легальность ввоза товара в Россию.
В Ассоциации европейского бизнеса уверены в том, что параллельный импорт мешает долговременному формированию бизнеса в Российской Федерации. Как следствие, нарушаются права компаний на личные товарные их защиту и знаки.
В итоге зарубежные производители теряют стимул для инвестиций. Помимо этого, в АЕБ не разделяют оптимизма некоторых участников рынка по поводу вероятного понижения стоимостей. Специалисты ассоциации уверены, что в рознице запчасти не подешевеют.
Легко торговцы-посредники увеличат собственную маржу.
И отечественным, и вашим?
на данный момент стороны пробуют отыскать точки соприкосновения и достигнуть компромисса, что бы устроил и ФАС, и Минпромторг с АЕБ. Но до тех пор пока полноценного диалога не выходит.
– ФАС предлагает применять зарубежные модели, но опыт США и ЕС использовать в русских условиях нужно крайне осторожно, – даёт предупреждение Сергей Литвиненко. – Наряду с этим принципиально важно отыскать баланс заинтересованностей всех сторон: производителей, дилеров, потребителей и независимых техцентров.
В соответствии с окончательным предложениям, новые правила по применению фирменных запчастей смогут быть закреплены в Кодексе поведения дистрибьюторов автомобильной продукции, присоединиться к которому трудящимся на рынке автосервиса компаниям возможно будет без принуждения. Документ разрабатывает Ассоциация европейского бизнеса (после этого он должен быть согласован с ФАС России).
Согласованная версия покажется в ближайшее время. , если кодекс не будет соблюдаться участниками рынка, ФАС может прибегнуть к законодательным мерам регулирования предложенных правил.
«Клаксон»