Пока автоконцерны ждут обвала рынка, продажи подержанных машин только растут
АвтоВАЗ ожидает падения рынка автомобилей на 10–20% в 2014 году. До тех пор пока производители машин жалуются на падение продаж, рынок подержанных машин стабильно растет: за четыре месяца этого года он прибавил 16,4%.
Новые падают
Авторынок в Российской Федерации может упасть на 10–20% за весь год, считает президент АвтоВАЗа Бу Андерсон. «Это значит, что мы (АвтоВАЗ. – РБК) упадем на 15%, это указывает, что нам нужно снижать темпы производства, и мы это делаем. Это сложно, но мы переживем данный момент», – заявил он день назад в интервью ИТАР-ТАСС.
Не обращая внимания на это, компания рассчитывает взять по результатам 2014 года прибыль благодаря оптимизации производства, сообщил Андерсон.
Продажи новых легковых и легких коммерческих машин за январь–апрель 2014 года упали на 4%, до 829 тыс., причем в апреле падение ускорилось и составило 8%, информировала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По окончании маленького периода восстановления рынок опять уменьшается, и в скором будущем обстановка вряд ли изменится, сказал глава комитета производителей машин АЕБ Йорг Шрайбер.
Данный прогноз достаточно консервативен, считает аналитик PWC Сергей Литвиненко. Его компания пока не видит оснований для трансформации собственного прогноза – минус 8%. Второй квартал будет особенно тяжелым, додаёт Литвиненко. Он уверен в том, что АвтоВАЗ упадет ниже рынка.
АвтоВАЗ более консервативно подходит к прогнозам, чтобы не вызывать у инвесторов завышенных ожиданий, считает Литвиненко. По его собственным прогнозам, компания может утратить меньше 15% в текущем году.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов кроме этого не видит предпосылок для 20-процентного падения рынка. На операционном уровне АвтоВАЗ может выйти на безубыточность, предполагает аналитик.
На уровне чистой прибыли компания останется в минусе, не смотря на то, что и сократит его за счет контрактной сборки и оптимизации производства машин альянса Renault-Nissan, считает Беспалов.
Ветхие растут
До тех пор пока производители машин жаловались на сложные времена, продажи подержанных машин в Российской Федерации за январь–апрель 2014 года выросли на 16,4% если сравнивать с январем–апрелем 2013 года, до 1,9 млн штук, подсчитало аналитическое агентство «Автостат».
Данный рынок с уверенностью рос сейчас, прибавляя в год по 14–19%, только в 2013 году рост замедлился до 3,6%, продажи составили 5,75 млн. Обстоятельством для того чтобы замедления роста исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов именует изменение правил регистрации машин в ГИБДД.
Столь заметное различие в динамике рынков новых и подержанных автомобилей Удалов растолковывает несколькими обстоятельствами. В первую очередь на вторичном рынке показались модели «бюджетного» сегмента, представленные производителями сейчас, – Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan, Vokswagen Polo.
Многие клиенты, ощущая ухудшение экономической обстановке, не решаются тратиться на новую машину, а берут подержанную с достаточным уровнем комфорта и по приемлемой цене. Помимо этого, на данный момент на вторичный рынок выходят машины, приобретённые на пике рынка в 2008 году, и к этому количеству добавляются автомобили, каковые имеют не первого хозяина, отмечает Удалов.
Но в целом клиенты подержанных автомобилей предпочитают Lada. В топ-10 самых реализовываемых моделей за 2009–2012 годы не попало ни одной иномарки, и Lada еще долго будут фаворитами вторичного рынка, говорят в агентстве.
В «десятке» за прошедший год показались два автомобиля зарубежных брендов – Toyota Corolla и Ford Focus. По популярности они занимают пятую и восьмую строке соответственно.
Часть продаж подержанных автомобилей через официальные дилерские центры до тех пор пока еще незначительна если сравнивать с продажами «из рук в руки», говорит начальник управления бизнеса группы компаний «Автомир» Алексей Пономарев. Он утвержает, что на рынок повлияла обстановка на валютном рынке в начале года, в то время, когда брать подержанные машины стали те, кто испугался девальвации и пробовал сберечь собственные накопления.
«Автомир» увеличил продажи подержанных автомобилей за первые четыре месяца 2014 года на 22,5%, до 4318 машин, а в целом по году планирует 15-процентный рост продаж. Развитие вторичного рынка может происходить за счет trade-in, роста количества сделок по обмену и выкупу автомобильных парков лизинговых компаний и корпоративных клиентов, говорит Пономарев.
Компания Bluefish (подразделение наибольшего российского дилера автомобилей «Рольф», специализирующегося на подержанных автомобилях) за четыре месяца 2014 года увеличила продажи на 38,8%, до 6577 автомобилей. Bluefish желает сократить долю автомобилей, приобретаемых в следствии trade-in, с нынешних 60–70% до 40%.
В то время, когда закупка подержанных автомобилей привязана к продаже новых, вместе с рынком новых автомобилей уменьшается и рынок подержанных, говорит начальник Bluefish Алексей Баринов.
председатель совета директоров «Независимость-INTRADE» Мартин Эмес ожидает предстоящего роста рынка машин с пробегом в течение ближайших пяти лет. Их продажа через дилерские центры также растет, и маржинальность этого бизнеса выше если сравнивать с новыми машинами, говорит он. «Независимость» за четыре месяца этого года увеличила продажи на 5%, до 1,7 тыс. подержанных автомобилей. «На некоторых западных рынках дилерами реализуется до 55% от всего количества подержанных машин.
В Российской Федерации эта часть за год возросла значительно – кое-какие специалисты уверены в том, что она образовывает уже 18%. Это далеко не предел, потенциал роста в этом сегменте имеется», – говорит Эмес.
Он ожидает, что по результатам 2014 года часть продаж машин с пробегом через дилеров может достигнуть 20–22%, а громаднейший рост количеств продаж покажут иномарки представительского класса в возрасте до пяти лет.
«РБК daily»