Слабый рубль не спас автопром
Российские автомобильные концерны, планировавшие возместить недостаток спроса в Российской Федерации за счет экспорта, эту возможность не реализовали. В первом полугодии экспорт легковых автомобилей уменьшился на 27%, коммерческого транспорта – на 2,3%.
В отрасли говорят, что виной тому падение классических рынков в СНГ, в первую очередь Казахстана. А дабы соперничать на рынках дальнего зарубежья с местными производителями, русскому автопрому необходимы либо громадные инвестиции, либо государственная помощь.
Согласно данным Федеральной таможни, экспорт легковых автомобилей из РФ в первом полугодии упал на 27%, до 48,9 тыс. автомобилей (в финансовом выражении – на 29,6%, до $527,1 млн). Поставки в дальнее зарубежье мало выросли – на 7%, до 3 тыс. автомобилей (на 152%, до $65,1 млн), в СНГ экспорт упал на 29%, до 45,9 тыс. автомобилей (на 36%, до $462 млн).
Чуть лучше обстановка с грузовиками: экспорт сократился на 2,3%, до 8,4 тыс. автомобилей (в деньгах на 2,7%, до $205,4 млн). Поставки в дальнее зарубежье поднялись на 9%, до 2,4 тыс. штук (на 35%, до $109,3 млн), а в СНГ упали на 8%, до 5,9 тыс. автомобилей (на 26%, до $96,1 млн).
Наряду с этим несколько дней назад министр промышлености и торговли Денис Мантуров заявлял "Ведомостям": "Под санкциями мы уже увеличили экспорт по машинам на 20-30%". В министерстве уточнили, что "имелось в виду, что в части роста экспорта у российских автомобилестроительные компаний имеется хорошие примеры".
В пример приводятся КамАЗ, поднявший экспорт на 30,6% (в государства дальнего зарубежья – на 171,6%), "Урал", нарастивший экспорт на 58,7%. В финансовом выражении, согласно данным Минпромторга, экспорт КамАЗа вырос на 55%, АвтоВАЗа – на 9,4%, УАЗа – на 13%.
Но, согласно данным самого КамАЗа, за полугодие экспорт вырос на 2,6%, до 2,26 тыс. автомобилей. Поставки в дальнее зарубежье выросли на 184%, до 796 автомобилей, в СНГ – уменьшились на 23,8%, до 1,46 тыс. штук.
В группе ГАЗ, "Соллерсе" и АвтоВАЗе эти не раскрыли. В 2014 году КамАЗ поднял экспорт на 6,8%, приблизительно до 6 тыс. автомобилей, несколько ГАЗ реализовала за предел 17 тыс. автомобилей, экспорт АвтоВАЗа упал на 34%, до 51,7 тыс. автомобилей.
С декабря прошлого года, в то время, когда быстро ослаб рубль, в заявлениях автопрома все больше внимания к экспорту: фабрики рассчитывают компенсировать снижение спроса в Российской Федерации. Главные регионы поставок – СНГ, Латинская Америка, Ближний Восток, Азия.
Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон утверждал, что экспорт завода удвоится до 100 тыс. автомобилей. По его последним заявлениям, концерн может расширить поставки за предел на 40%, компания уже заключила экспортные договора на 70 тыс. автомобилей.
АвтоВАЗ кроме этого объявил возобновление поставок в Европу в осеннюю пору. В группе ГАЗ планируют за пять лет поднять долю экспорта в дальнее зарубежье с 17% до 30%.
УАЗ в начале года объявлял о замыслах роста экспорта на 53,8%, до 10 тыс. автомобилей, у КамАЗа в замыслах расширить экспорт на 16%, до 7 тыс. автомобилей.
Но, если судить по данным ФТС, автоэкспорт в дальнее зарубежье растет символически, а главный рынок СНГ фабрики теряют. Вице-президент по маркетингу и продажам АвтоВАЗа Денис Петрунин не видит неприятностей с экспортом, но отмечает много самовывозов физлицами в Казахстан, Белоруссию и на Украину.
Главный экспорт приходился на Казахстан, но, говорят собеседники "Ъ" в отрасли, поставки в том направлении, как и на Украину, в текущем году заметно сократились. В КамАЗе отмечали, что в 2014 году Казахстан занимал две трети в экспорте, а в текущем году его часть упадет практически в два раза (это связывают с падением стоимости одного бареля нефти, спадом и инфляцией потребительской активности).
Но в компании видят рост спроса в Азербайджане и Туркмении. В группе ГАЗ говорят, что Казахстан заполонил подержанный импорт.
Согласно данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в первом полугодии продажи упали на 31%, до 53,1 тыс. автомобилей. В АКАБ кроме этого отмечают, что российские и японские торговые марки теряют собственную долю, а спросом пользуются корейские марки.
В АКАБ кроме этого видят тенденцию к росту серого импорта из России В первую очередь года (процесс поддержала отмена НДС для физических лиц). В итоге импорт из РФ за шесть месяцев уменьшился на 17%, до 35,5 тыс. автомобилей, но на фоне падения рынка его часть выросла на 10,9 процента, до 66,9%.
Собеседники "Ъ" говорят, что у исторических внешних рынков (Азия и СНГ) нет громадного потенциала спроса, а на емких рынках имеется собственные локализованные производители. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что при слабом рубле продукция автопрома привлекательнее, но для продвижения на рынках необходимы инвестиции, каковые по обстоятельству тех же не сильный нефти и рубля "тают", а обсуждаемые меры господдержки экспорта далеки от реализации.
В июне Медведев поручал проработать идею группы ГАЗ о помощи автоэкспорта (см. "Ъ" от 25 июля), но пока, говорят источники "Ъ", ответов нет. Старший партнер EURussia Partners Иван Бончев соглашается, что на сравнительно не так давно открытых рынках сложно скоро развить дистрибуторскую сеть.
Он ожидает, что экспорт автомобилей останется на уровне 2014 года.
«Коммерсант»