Вто наоборот

Вто наоборот

В 2012 году русские машиностроители не поменяли себе – они так же, как и прежде прямо связывают собственную судьбу с государственной поддержкой. Причем сейчас для аналогичных претензий нашелся новый перспективный довод – вступление страны в ВТО.

Оно было призвано стереть рыночные преграды, но в машиностроении случилось наоборот.

Прошедшее в августе вступление России в ВТО звучало похоронным звоном для многих отечественных машиностроителей, на большом растоянии отстающих от зарубежных соперников. Но участники рынка показали завидную предприимчивость и сумели обернуть обстановку в собственную пользу.

ВТО стала их главным доводом в просьбах к правительству о защите и поддержке. Обсуждение комплекта протекционистских мер началось под конец 2011 года, а в уходящем году главные игроки вместе с профильными ведомствами перешли к их лоббированию и активной разработке.

Пожалуй, самой действенной протекционистской мерой в отрасли стало введение в сентябре утилизационного сбора на импортные машины, что всецело компенсировал понижение пошлин на них. Автопром постоянно пользовался громаднейшими привилегиями среди машиностроителей (чего стоит беспрецедентная помощь АвтоВАЗа в кризис прямыми денежными вливаниями, а остальных фабрик – посредством госгарантий, субсидий, кредитов от госбанков) – неудивительно, что и в этом случае ему снова досталась наилучшая защита.

Посредством сбора удалось не только не допустить рост импорта, но кроме того снизить его – согласно данным ФТС, лишь за сентябрь–октябрь по автомобилям в количественном выражении он упал на 19%, а по грузовикам – по большому счету на 44%.

Для автопрома новый сбор ввели максимально оперативно и с уверенностью – никого не смутила ни предсказуемая быстро негативная реакция вторых участников ВТО, ни отсутствие технической и законодательной базы для масштабной сети утилизации в Российской Федерации. В итоге дело идет к тому, что вопрос о сборе в 2013 году возможно вынесен ЕС на так называемый суд ВТО, а госслужащим предстоит спешно искать варианты компромисса.

В прошлую пятницу глава Министерства экономики Андрей Белоусов объявил, что ЕС тревожит как раз «соблюдение режима громаднейшего благоприятствования» при взимании сбора, другими словами «дабы не было отличия между русскими и зарубежными производителями». Но, как говориться в рекламе АвтоВАЗа, «отличие имеется», и как раз в ней-то всякий смысл – импортеры сбор платят, а производители, трудящиеся в Российской Федерации, гарантии утилизации машин в будущем.

Но оказалось, что автопрому одного сбора мало – производители просят дополнительной помощи. Так как сбор выполнил лишь первую задачу – сдержал рост импорта. Сейчас на очереди более «точечные» меры защиты.

К примеру, в 2013 году, вероятнее, продолжится ужесточение правил сертификации китайских машин для сокращения «серого» импорта. очевидно, что отечественные автомобильные заводы при необходимости будут инициировать и новые антидемпинговые расследования.

Но нужнее всего автопрому меры по стимулированию внутреннего спроса – авторынок, что в посткризисном 2011 году рос весьма скоро, к концу этого года продемонстрировал нулевую динамику, согласно расчетам специалистов, в первом полугодии 2013 года продажи по большому счету смогут начать падать.

Меры, каковые смогут поддержать спрос и не отправятся напрямую вразрез с правилами в рамках ВТО, понятны – они прежде всего связаны со «стимулированием обновления парка». Это, к примеру, корректировка ставок транспортного налога и ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля и экологического класса.

Учитывая, что уменьшение спроса прежде всего отражается на коммерческом транспорте, его производители продолжат лоббировать ограничение предельных автобусов эксплуатации и сроков грузовиков. Имеется и инструмент госзакупок – прямо обязать госструктуры покупать лишь автомобили, произведенные в Российской Федерации, правильно ВТО запрещено, но так как возможно «советовать».

Опыт автопрома, что удачно применял вступление в ВТО в качестве беспроигрышного предлога для лоббизма, вдохновил вторых машиностроителей. Само собой разумеется, больше всего они захотели подобный утилизационный сбор и очевидно сперва сохраняли надежду, что возьмут его так же скоро и легко.

Первыми его попросили производители сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники – продажи отечественной сельхозтехники быстро снизились. Закон о введении сбора еще летом был вправду скоро внесен в думу, но до сих пор не одобрен.

Госслужащие забеспокоились, что расширение данной практики может лишь усугубить конфликт с ВТО и поставить под угрозу сбор в автопроме. Но производители сельхозтехники одним сбором защищаться и не планировали – в их арсенале также имеется антидемпинговые и защитные расследования, субсидии на закупку отечественной техники, адаптированные к правилам ВТО, возможности льготного лизинга и без того потом.

Первых результатов в защите рынка производителям комбайнов уже удалось добиться. Во вторник Евразийская экономическая рабочая группа (ЕЭК) ввела предварительную предохранительную пошлину на импорт комбайнов в Таможенный альянс.

Пошлина образовывает 27,5% и будет функционировать до июля 2013 года. Такое решение было принято по результатам особого защитного расследования, которое ЕЭК начала в июле по окончании жалобы наибольших российских производителей комбайнов на рост импорта данной техники в страну.

О возможности введения сбора заговорили и вагоностроители. Дело в том, что спрос на грузовые вагоны понижается целый год, а в следующем году по большому счету может сократиться практически вдвое если сравнивать с пиковыми показателями 2011 года, исходя из этого защитная мера (прежде всего против импорта более недорогих вагонов с Украины) как запрещено кстати.

Отечественные производители вагонов предлагают ввести сбор вместе с запуском масштабной программы утилизации вагонов. Для помощи спроса они желают и мер для обновления парка, к примеру, запретить продление сроков эксплуатации грузовых вагонов продолжительнее установленного производителями.

О необходимости помощи отрасли говорят и судостроители (к примеру, в виде субсидирования либо налоговых льгот), и тяжёлого машиностроения и предприятия энергомашиностроения.

В общем, оказалось, что угрозой роста и снижением пошлин импорта возможно растолковать каждые неприятности отрасли, причем кроме того те, каковые системен либо показались задолго до вступления в ВТО – к примеру, которые связаны с неспециализированной нестабильностью в экономике, насыщением спроса, удорожанием кредитов либо легко отсутствием конкурентной продукции. Пеняя на риски от ВТО, всем машиностроителям добиться столь же радикальных мер, как утилизационный сбор, вряд ли удастся.

Но ожидать массового принятия протекционистских мер в 2013 году стоит.

«Коммерсант»

Стирка вязаных вещей — ВТО (влажно-тепловая обработка). Как я делаю ВТО.


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: