Фатальные аварии вызвали сомнения в безопасности самоуправляемых автомобилей («ведомости»)
Недавние ДТП со смертельным финалом, в которых принимали участие машины Uber и Tesla, приводят к вопросам относительно безопасности частично самоуправляемых машин. Следователи выясняют , из-за чего автомобиль Uber сбил насмерть пешехода 18 марта в Аризоне, а двигавшийся в режиме автопилота электромобиль Tesla Model X врезался в разделительный барьер на шоссе в Калифорнии 23 марта, в следствии чего погиб шофер.
И в том и другом случае присутствие на водительском месте людей, каковые имели возможность забрать управление под собственный контроль, не помогло избежать катастроф.
Неприятность содержится в неполной автоматизации таких машин, считает Брайан Уокер Смит из Университета Южной Каролины. «Определенно будут новые инциденты, — говорит он. — Страшно, в то время, когда люди чувствуют себя в большей безопасности, чем это имеется в действительности».
Дженерал моторс, Audi и другие производители машин неспешно производят совокупности автопилота, разрешающие водителям передавать им управление в определенных обстановках. Считается, что эти разработки смогут повысить безопасность вождения.
Но кое-какие специалисты обеспокоены, что такое сочетание человеческого и автоматического контроля может вселить в водителей фальшивое чувство безопасности, в результате которого они отвлекутся от дороги. GM говорит, что технологии наблюдения за водителем снабжают его участие в ходе управления автомобилем.
Со своей стороны, Tesla создала дающие предупреждение сигналы, каковые заставляют водителей держать руки на руле, и подчеркивает в руководствах, что они должны оставаться внимательными и важными за перемещение.
Как раз из-за тревоги по поводу утраты концентрации водителями Alphabet отказалась от создания частично самоуправляемых машин и сосредоточилась на создании всецело независимых совокупностей. Представители ее подразделения Waymo говорят о исследовании регуляторов, распознавшее, что водителям необходимо 17 секунд, дабы забрать управление под контроль. За это время на шоссе автомобиль может проехать около 500 м.
Как утверждают производители машин, регуляторы и технологические компании, самоуправляемые машины окажут помощь снизить число жертв дорожно-транспортных происшествий. По последним официальным данным, в Соединенных Штатах оно превысило 37 000 в 2016 г., в 94% случаев аварии происходят по вине людей.
Разработка новых сервисов, таких как самоуправляемые такси и автоматизированные дальнобойные перевозки грузов, может привести к созданию рынка размером в триллионы американских долларов, говорят аналитики. GM уверена, что сервисы, которые связаны с самоуправляемыми машинами, когда-нибудь будут приносить больше денег, чем ее сегодняшний бизнес, заявил в ноябре финдиректор Чак Стивенс.
Он утвержает, что у самоуправляемых такси норма прибыли может достигнуть 20-30% к 2025 г., в то время как в прошедшем сезоне норма доналоговой прибыли GM в целом по миру составила 8,8%.
Только немногие производители машин собираются продавать всецело самоуправляемые машины в скором времени. Но одновременно с этим они опасаются отстать от соперников, пока будут доводить собственные совокупности до совершенства, отмечает Марк Уэйкфилд из консалтинговой компании AlixPartners: «Возможно проиграть, в случае если по большому счету не соревноваться».
Исходя из этого до тех пор пока производители машин оснащают автомобили такими полуавтономными разработками, как автоматические тормоза, системы круиз-удержания и адаптивный контроль автомобиля на полосе. В некоторых случаях они используют более сложные совокупности, разрешающие выполнять обгон на шоссе, но компьютер возвращает контроль водителю, если не может совладать с обстановкой.
Audi собирается выпустить новую совокупность, которая разрешит водителям в пробках заниматься другой работой, к примеру контролировать email. Как заявил представитель компании, Audi «с опаской оценивает» спрос на технологии автопилота и ожидает большей ясности со стороны регуляторов перед тем, как внедрять эту совокупность.
Но генеральный директор поставщика автомобильных комплектующих Visteon Сачин Лаванде ожидает, что к 2020 г. подобные разработки станут уже так распространены, что без них будет тяжело реализовывать популярные модели.
Tesla в пятницу объявила, что автопилот был активирован перед фатальной аварией и руки водителя не пребывали на руле в течение шести секунд до столкновения с разделительным барьером. Компания говорит, что шофер имел возможность видеть барьер в течение пяти секунд и приблизительно 150 м, но не предпринял никаких действий.
Национальный совбез на транспорте США (NTSB) подверг критике компанию за то, что она раскрыла подробности следствия. NTSB объявил, что будет расследовать все нюансы аварии, а также предположения, что прежде данный шофер высказывал беспокойство по поводу совокупности автопилота.
Tesla говорит, что у нее нет информации о жалобах водителя.
Ранее записи с камер наблюдения на автомобиле Uber, опубликованные полицией, продемонстрировали, что пребывавший за рулем шофер наблюдал вниз, а не на дорогу в течение нескольких секунд перед тем, как машина сбила переходившую дорогу даму. Автомобиль Uber был запланирован на всецело независимую работу, но пока тестировался с водителем.
Неизвестно, из-за чего автопилот не сделал никакой попытки избежать столкновения с пешеходом.
По словам начальника американского подразделения Volkswagen Хинриха Вёбкена, участники автомобильной отрасли так же, как и прежде большое количество думают о том, как безопасно передавать принятие критических ответов автомобилям. «Технологически мы постоянно будем придерживаться более надёжного, консервативного подхода», — заявил он на интернациональном автосалоне в Нью-Йорке в марте.
«Ведомости»